«Формирование основ безопасного поведения»

12.11.2021

Главная цель работы - формирование у детей  основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи:

обучающие - направлены на усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения; формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту, социуме, природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам безопасного поведения;

развивающие - направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице и бдительного восприятия окружающей обстановки;

воспитательные - реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не страха, умения ориентироваться в ситуации.

Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства:

- ИКТ (информационно-коммуникативные технологии),  с помощью которых воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи;

- предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и их родителями;

- художественная литература, являющаяся одновременно источником знаний, источником чувств.

Для успешного  освоения  программного материала  мы старались оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:

- комфортный,  благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного  тепла и эмоционального благополучия детей;

- пространственно-предметное окружение;

- игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей.

Деятельность одновременно является условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность адекватно познавать окружающий  его мир, и самому становиться частью этого мира:

- организованная деятельность детей (занятия, экскурсии, прогулки);

- совместную деятельность взрослых и детей (беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, драматизации сказок, наблюдения, труд, дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность, праздники, развлечения);

- свободная самостоятельная деятельность (настольно-печатные, подвижные игры,  сюжетно-ролевые и др.).Хочу такой сайт

Виды деятельности детей дошкольного возраста.Хочу такой сайт

Игровая деятельность. Отражает в игре события окружающего мира, ребенок как бы становиться их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.

Коммуникативная деятельность. Объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож), электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Восприятие художественной литературы и фольклора. Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку среди сверстников.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Обогащает социальный опыт ребенка. По  мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.

Изобразительная деятельность, конструирование. Позволяют детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе и в пространстве, их взаимосвязь. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.

Методы и приемы:

В процессе формирования представлений об основах безопасности детей  дошкольного возраста используются в работе  разнообразные методы обучения, при использовании которых необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Практические.

Применяются при  формировании умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Воспитатели с  детьми  организуют  опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Практический метод предполагает организацию игровых упражнений, в которых ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы поступите?» и др.). Практика дает ребенку умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, готовит ребенка к умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни.

Наглядные.

Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным.

Словесные.

- сравнение (например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять задания  на группировку и классификацию, умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки);

- повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игровые.

В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание, повышает качество усвоения познавательного материала и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на разные темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения и др.).

Картотека игр по безопасности.docx (скачать)
Актуальность проблемы формирования ОБЖ.docx (скачать)
Организация безопасной жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.docx (скачать)
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.docx (скачать)
Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения 2021 год.doc (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».