12.11.2021
Часто родители озабочены вопросом, надо ли дошкольника учить читать?
Многие дети делают это достаточно охотно даже в пять лет, знают буквы и умеют их складывать.
Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать. Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие разных функций головного мозга с другими системами организма, особенно зрительно – двигательной. Часто ребенку, не желающему учиться читать, надо дать время для того, чтобы произошло созревание организма, и на каком-то этапе он начнет учиться читать охотно. Так же ребенок, которому часто читают взрослые, не хочет прилагать усилия для овладения навыком чтения. У него не развивается познавательная потребность в чтении, так как она мгновенно удовлетворяется взрослым. В подобном случае можно использовать следующий прием: начните читать интересный ребенку рассказ, а затем прервите чтение, сославшись на неотложные дела. Делайте так неоднократно, чтобы ребенок испытывал неудовлетворенное любопытство. Современные дети не хотят читать еще в силу того, что слишком много информации получают из средств массовой информации, в частности телевидения. Образы, создаваемые на экране, преподносятся в готовом виде, а читая, надо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, - заставлять работать собственное воображение.
Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники.
Относительно навыков письма можно сказать следующее. Если вашего ребенка учат писать специалисты, то это полезно. Но не пытайтесь учить писать самостоятельно. Вспомните, как тяжело переучиваться, если вы к чему-то привыкли, если выработался навык. Срабатывает так называемый закон взаимодействия навыков. Если ребенок сразу не стал правильно держать ручку правильно при письме, то переучить его будет сложно. Задача родителей в подготовке ребенка к письму будет заключаться в том, чтобы создать как можно больше ситуаций, в которых будут задействованы мышцы мелкой моторики руки. Для этого существуют разнообразные приемы: нанизывание бисера на нитку, перебирание крупы, гороха, пуговиц, вышивание, забивание гвоздей, сбор мозайки, состоящей из мелких деталей, и т.п. Все эти и подобные им движения направлены не только на развитие моторики руки, но и на развитие мозга ребенка.
Многие родители считают своим долгом подготовить своего ребенка к школе лучше других детей, в связи с чем начинают его водить в различные развивающие организации – благо в настоящее время нет недостатка в такого рода услугах. На что родителям обратить внимание в этом случае?
«Хорошо» подготовленный к школе ребенок часто испытывает скуку на уроках.
Ему кажется, что он уже знает то, что проходят его одноклассники. Особенно, если родители учили его до школы по букварю или другим школьным учебникам. Подготовка к школе не должна подменяться досрочным изучением школьной программы. Обучение для ребенка не будет скучным, если оно ориентировано на зону ближайшего развития ребенка, то есть на то, что он может сделать под руководством взрослого на данный момент и самостоятельно позже. Обучение будет развивающим в том случае, если оно немного сложнее того, что ребенок может сделать сейчас сам, без посторонней помощи.
Развивая ребенка дошкольного возраста, родители и воспитатели не должны подавлять его индивидуальность, любопытство и любознательность. Ребенок должен оставаться ребенком, а «маленьким профессором» его сделают в школе.