12.11.2021
Обычно родители, занимающиеся с малышом методиками раннего развития, стремятся в первую очередь научить ребенка читать, а вот математика остается на заднем плане.
«Ну зачем такому крохе нужна математика, все эти цифры и примеры?» — не редко слышишь от родителей. И это большая ошибка. Дело в том, что математику обычно сводят только к одному из ее разделов – арифметике.
А между тем математика – это и ориентация в пространстве, и развитие логики, умение различать цвета, размер и форму предметов. Все эти знания просто необходимы малышу для познания окружающего мира. Именно занятия математикой очень хорошо развивают интеллект ребенка, учат его думать. А это как раз то, чего мы хотим добиться от нашего маленького вундеркинда.
В возрасте одного года интеллект малыша готов к усвоению элементарных математических представлений. Этим лучше всего заняться в повседневной жизни, так сказать «между делом». С маленькими детьми вообще не стоит специально организовывать занятия, я об этом уже говорила в предыдущих статьях. Все должно происходить в виде игры и по желанию крохи.
Учимся ориентироваться в пространстве
Научить маленького ребенка ориентироваться в пространстве — задача не из легких. Дело все в том, что мышление крохи способно воспринимать только конкретные предметы, которые можно увидеть, потрогать. А вот абстрактные «справа», «слева», «впереди», «позади», «вверх», «вниз» не увидишь, не потрогаешь и даже не понюхаешь. Но знакомить с этими понятиями малыша все таки необходимо с самого раннего детства. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи.
Начните с частей тела ребенка — они все таки осязаемые.. Объясните ему, что рука которой он кушает — правая, а другая левая. Можно на правую руку надеть веселые часики или красивый браслет для большей наглядности. А дальше все дело в многократном повторении. Малыш разобрался с руками, переходим к ногам. А затем к ушам и глазам. Возможно у ребенка на какой нибудь из частей тела есть родинка. Она может послужить дополнительным ориентиром. Утренняя гимнастика послужит дополнительной возможность закрепить ориентировку в пространстве с ребенком.
Как только ребенок научился ориентироваться в частях тела, переходите к более сложным задачам. А именно, постарайтесь объяснить, что все, что находиться со стороны правой руки — это справа, а со стороны левой — это слева. Наберитесь терпения, ведь даже взрослые порой задумываются на секунду, где же эти таинственные «слева» и «справа», если их неожиданно спросить об этом. С остальными понятиями знакомим по аналогии.
Учим цвета, форму и размер предметов
Ловите момент, когда малыш чем — то заинтересовался. Ребенок сел собирать пирамидку? Спросите его где большое колечко, а где маленькое, какого оно цвета. Во время игры в мяч расскажите ребенку, что мяч круглый, его можно катать, спросите какого он цвета.
Во время игры с крупным конструктором ребенок может легко запомнить геометрические формы, ели вы их будете как можно чаще называть. Кроху тоже побуждайте произносить названия геометрических форм и цвета строительного материала. Предложите для зайчика построить синий домик, а для собачки — зеленый. Попросите найти одинаковые кубики по цвету или по размеру.
Закрепляйте понятия большой- маленький. Разложите перед малышом в ряд кубики зеленый – красный – зеленый — красный, а за тем попросите продолжить ряд. Ребенок справился? Очень хорошо. Усложните задачу, разложите кубики так: один зеленый, два красных, один зеленый, два красных.Можно разложить ряд, который будет ориентироваться не на цвет, а на форму предмета.
Можно изготовить не хитрое пособие для занятий с малышом. Вам потребуются спичечные коробки и цветная бумага. Из цветной бумаги вырежьте пары геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник. Одну из пар геометрических фигур наклейте на крышку коробка, другую на внутреннюю сторону коробочки.
Затем перепутайте крышечки и коробочки, придумайте игровую мотивацию (непослушные котята перепутали коробочки и крышечки и теперь ни как не могут разобраться. Давай им поможем). Ребенок наверняка захочет помочь непослушным зайчикам подобрать нужные крышечки к коробочкам. В этой игре развивается еще и мелкая моторика рук.
Учимся сравнивать количество предметов
К полутора годам ребенок в состоянии определять, где один предмет, а где много. Почаще спрашивайте ребенка об окружающих предметах, сколько их, стараясь чтоб ребенок вам ответил «один» или «много». В этом же возрасте ребенок может сравнивать количество предметов, ответить на вопрос чего больше или меньше. Для этого не обязательно уметь считать.Для сравнения нужно только разложить одни предметы под другими.
Игровая мотивация может быть такая: к кукле Кати пришли в гости мишка, петрушка, собачка и котенок. Хватит ли у куклы Кати посуды для гостей? Давай расставим тарелочки перед каждым гостем. Всем тарелочки достались? А у меня еще остались тарелочки. Их больше чем гостей. Теперь разложим ложечки и так далее. Сравнивать можно разные предметы: карандаши и фломастеры, ложечки и вилочки, кубики разных цветов.
Учимся считать
В возрасте одного года можно учить ребенка устному счету. Ни каких специально организованных занятий для этого не потребуется, будем все делать в повседневной жизни, при каждом удобном случае.
Стоите с малышом на балконе — посчитайте прищепки. Можно до пяти, а можно и до десяти. Каждое слово проговариваем четко, побуждая ребенка повторить, делая паузу перед следующим числительным или перед окончанием.
Считать можно все что угодно. Спускаетесь по лестнице – посчитайте ступеньки. Гуляете на прогулке соберите листочки и посчитайте их ( один, два, три). Собираете пирамидку — считайте колечки, а за одно и называйте цвета. Все чем заинтересовался малыш можно сосчитать.
Даже если ваш малыш казалось бы не слушает вас, все равно считайте. Он слышит, он запоминает и в одно прекрасное время неожиданно для вас сам все посчитает. Читайте ребенку книжки со считалками. Например:
С.Маршак «Котята»
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз — котенок самый белый,
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять — похож на Три и Два -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать
Знакомим ребенка с цифрами
В полтора-два года модно начинать знакомить ребенка с цифрами. Долой дорогостоящие и под час сложные для понимания методики! Наши дети не подопытные кролики!
Впрочем, у кого есть желание, время и деньги — дерзайте. Всем же остальным я предлагаю пойти по наиболее простому и доступному каждому пути. И путь этот нас ведет в книжный магазин за книгой С.Я. Маршака «Веселый счет».
Выбираем книгу самую большую, яркую с четким изображением цифр и понятными картинками. Книга должна быть картонная, иначе на долго не хватит. Читайте, рассматривайте картинки. Все идет по аналогии с изучением букв с малышом.
Кроме этого в магазинах вы можете приобрести кубики с цифрами, лото, различные раскраски. А вот соотносить количество предметов и цифру ребенок сможет только после трех лет. Решать примеры и задачки ранее трех лет я тоже не рекомендую. Попробовать можно, но вот заниматься этим целенаправленно не стоит. Займемся этим немного позже.