12.11.2021
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Какие слова произносит акушерка или другой человек, присутствующий при родах? Рост 53см, вес 3кг 300г. Время рождения 11часов 50 минут и так далее.
Ребёнок растёт и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. И так как никто, слава Богу, не затыкает ему уши, он постепенно привыкает к этим словам и мало-помалу начинает вникать в их смысл.
Если пустить всё на самотёк, ребёнок, конечно, когда-нибудь и дойдёт до всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из книг, сказок, детских передач, но если и дойдёт, то этот процесс будет продолжаться слишком долго. А скорее всего в голове образуется околонаучная каша из разных кусочков, которая может и помешать дальнейшему изучению предмета.
Потом он пойдёт в школу, будет изучать математику в обязательном порядке, так как без неё нельзя обойтись. А если он с раннего детства чувствовал, что это какая-то тайна за семью печатями, то она может так и остаться для него тайной или приоткроется совсем чуть-чуть, но не увлечёт его.
А вот если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой или, говоря расхожими фразами, подружиться с ней, увидеть в неё интересную игру а, точнее, игры, где надо что-то угадывать, придумывать, переделывать, как тебе хочется и так далее, познавать что-то новое, необычное. Тогда, наверно, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему, и ребенок сможет овладеть ей в совершенстве, что сможет написать калькулятор каско сам, когда вырастет.
Итак, наша цель: познакомить ребёнка с математикой, чтобы он впоследствии мог ею овладеть в совершенстве (или около того).
А теперь давайте разберёмся, из чего же состоит математика, а потом поговорим о каждой теме подробно.
- Первое, что приходит в голову - это количество чего бы то ни было и манипуляция с этим количеством - пересчёт, сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение и т.д. Это только одна сторона медали - арифметика. И многие родители думают, что на том математика и заканчивается. Но в математику входит много других разделов, к которым тоже нужно готовиться.
- Геометрия - гармония линий и фигур поражала меня в детстве больше всего в математике. Наверно, потому, что она была хорошо видна глазами (тогда как гармонию чисел увидеть трудно, её можно почувствовать только хорошо овладев счетом).
- Чтобы научиться понимать математику, нужно разобраться в свойствах, признаках различных предметов, научиться объединять предметы, классифицировать по этим признакам, сравнивать эти признаки между собой и видеть между ними разницу.
- Кроме этого, нужно, конечно, развивать у детей логику, иначе им будут не по силам математические задачи. Для начала это - логика жизни, логика всех окружающих нас явлений ( это случилось, потому что… или наоборот, чтобы было так, как нам надо, нужно сделать так…, чтобы не было так, нужно… и т.д.) У всех событий есть причины и следствия и это нужно подчёркивать, обсуждать, обыгрывать.