Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ « Колундаевский Д С »: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 50018 от 11 июня 2015 г, серия 61 Л0 № 0002869. - Устав МБДОУ « Колундаевский Д С »; - Образовательная программа МБДОУ « Колундаевский Д С ». Программа направлена на организацию работы по развитию речи детей 2 – 3 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей. Цель программы: Создание благоприятных условий для развития разнообразных форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Задачи программы: - формирование словаря; - воспитание звуковой культуры речи; - развитие диалогической речи; - приобщение детей к художественной литературе Планируемые результаты: * Иметь активный словарный запас (не менее 1000 1200 слов). *Повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание * Ответить на понятный вопрос взрослого. *Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает). * Сопровождать речью игровые и бытовые действия . *Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. * Пользоваться речью как средством общения со сверстниками. * Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы. *Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках. *Читать стихи с помощью взрослого (А.Барто из цикла –«Игрушки» и др.). Принципы программы: - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетает принцип научной обоснованности и практической применимости; - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; - строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС Условия реализации программы: Программу реализует воспитатель. Основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни. - материал художественных произведений (стихи, песенки, потешки, сказки, авторские произведения); - рассматривание сюжетных картин; - игры - инсценировки; - наблюдение; - дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений; - диагностика уровня освоения программы. Содержание программы: дата Тема, содержание НОД часы примечание 01. 09. диагностика 1 06.09. диагностика 1 08.09. "Кто у нас хороший, кто у нас пригожий" 1 Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость. 13.09. "Про девочку Машу и Зайку - Длинное Ушко" 1 Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы ;поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой(папой, бабушкой). 15.09. «Посмотрим наши игрушки» 1 Развивать у детей понимание речи взрослого: умение находить, показывать и называть игрушки, используя облегченные слова; поддерживать и побуждать подражательные действия детей 20.09. «Позови» 1 Совершенствовать понимание речи; побуждать детей к обращению и активным ответным реакциям. 22.09. «Найди и принеси игрушку» Расширять ориентировку в окружающем; упражнять детей в умении находить предмет по слову взрослого, показывать и называть его; побуждать к произношению облегченных слов; 1 развивать внимание; поддерживать эмоциональное состояние детей 27.09. Диагностическое занятие 29.09. Чтение немецкой народной песенки «Три веселых 1 братца» 1 Формировать у детей умение слушать стихотворный текст проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки 04.10. «Дидактическая игра Поручения. Дидактическое 1 упражнение Вверх-вниз» Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверхвниз, научить отчетливо произносить их 06.10г Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»» Напомнить детям сказку «Репка»;вызвать 1 желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку хлеба, собачка косточку); Активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а, небольшие фразы 11.10. Дидактические игры "Поручения" " Лошадки". 1 Учить детей дослушивать и выполнять соответствующие действия, противоположные по значению; учить отчетливо произносить звук и. 13.10. "Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Спала кошка на 1 крыше". Дидактическая игра "Ослики". Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и,а и звукосочетания иа 18.10. "Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Был у Пети и у Миши конь" Совершенствовать умение детей слушать рассказ 1 без наглядного сопровождения. 20.10. "Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у) 1 Чтение песенки "Разговоры". Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях) 25.10. Рассматривание сюжетной картины "В песочнице" 1 Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи. 27.10. Рассматривание сюжетной картины "Дедка за репку" 1 Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи. 08.11. "Дидактическая игра "Кто пошел? Кто ушел". Чтение потешки "Наши уточки с утра" Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в 1 потешке. 10.11. "Дидактическое упражнение "Ветерок". Чтение 1 стихотворения А.Барто "Кто как кричит" С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот. Познакомить детей со стихотворением-загадкой, совершенствовать речевой слух 15.11. "Дидактическая игра "Кто пошел? Кто ушел". Чтение 1 потешки "Наши уточки с утра" Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. 17.11. "Дидактические упражнения и игры с кубиками и 1 кирпичиками" Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, желтый)выполнении заданий воспитателя рассчитанных на понимании речи и ее активизацию 22.11. Чтение сказки «Козлятки и волк». Познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк», вызвать желание поиграть в сказку. 1 24.11. Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка». Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером дома маму, что сказать ей. 22.11. Рассматривание сюжетной картины "Спала кошка 1 на крыше" 1 Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы. 29.11. Дидактическое упражнение "Выше - ниже, дальше -ближе" 1 Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; развивать память. 01.12. "Дидактические игры на произношение звуков м- 1 мь,п-пь, б-бь. Дидактическая игра "Кто сказал мяу?" Формировать умение четко произносить звуки, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание. 06.12. Инсценирование сказки В. Сутеева "Кто сказал мяу?" 1 Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки 08.12. Инсценирование сказки В. Сутеева "Кто сказал мяу?" 1 Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки; привлечь детей к воспроизведению диалогов между Щенком и теми животными, которые попались ему на глаза. 13.12. Дидактические упражнения на произношение звука ф 1 Дидактическая игра "Далеко - близко". Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью. 15.12. Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке 1 "Кто сказал мяу?". Повторение песенки "Пошел котик на торжок…" Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации.Повторить с детьми народную песенку. 20.12. Дидактическая игра "Подбери перышко" 1 Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета; повторять фразы вслед за воспитателем 22.12. Рассматривание сюжетной картины "Дед Мороз" 1 Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию. 27.12. "Дидактические упражнения и игры на произношение 1 звука к. Чтение стихотворения К.Чуковского "Катауси и Мауси" Учить детей правильно и отчетливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата; активизировать словарь. Познакомить детей с новым художественным произведением. 29.12. "Покатаемся на лошадке" Познакомить детей с новой игрушкой и способами действий с ней; продолжать учить сравнивать игрушки по величине; обогащать словарь детей за счет разных частей речи (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги); побуждать к звукоподражанию, употреблению простых фраз и участию в диалоге; поощрять инициативные проявления детей. 1 10.01. Чтение сказки Л.Н.Толстого "Три медведя" 1 Познакомить детей со сказкой "Три медведя" , приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения. 12.01. "Игра "Кто позвал?". "Это зима" 1 Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу. Рассматривать с детьми раздаточные картинки и объяснять, что на них изображено. 17.01. Рассказывание без наглядного сопровождения 1 Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте. 19.01. Дидактическая игра "Устроим кукле комнату". Дидактические упражнения на произношение звуков д,дь Упражнять детей в правильном назывании предметов мебель; учить четко и правильно произносить 1 звукоподражательные слова. 24.01. Повторение знакомых сказок. Чтение потешки 1 "Огуречик, огуречик…" Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку. 26.01 "Упражнения на совершенствование звуковой культуры 1 речи" Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии. 31.01. Дидактическое упражнение "ЧЬЯ мама? Чей малыш?" 1 Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию. 02.02. "Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской 1 народной песенки "Ай, ду-ду, ду-ду," Познакомить детей со сказкой "Теремок". 07.02 "Составление рассказа на тему "Как мы птичек кормили". 1 Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата" Учить детей следить за рассказом воспитателя; добавлять слова, закончить фразы; упражнять в отчетливом произнесении звука х. 09.02. "Чтение потешки "Наша Маша маленька…", стихотворения С.Капутикян "Маша обедает" 1 Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва ;вызвать интерес слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С.Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении. 14.02. Повторение стихотворения С.Капутикян "Маша обедает" 1 Дидактическая игра "Чей,чья,чье" Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; 16.02. "Рассматривание иллюстраций к сказке "теремок". Дидактическое упражнение "Что я сделала?" Дать детям почувствовать взаимосвязь 1 между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия ,противоположные по значению. 21.02. Инсценирование сказки "Теремок" 1 Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. 28.02. "Знакомство с рассказом Я. Тайца "Поезд" 1 Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения. 02.03. Диагностическое занятие. Рассматривание сюжетной картины "Чудо паровозик" 1 Проанализировать: попытаются ли дети передать содержание картины или а основном перечисляют предметы, действия. 07.03. Рассматривание иллюстраций к сказке "Три медведя". Дидактическая игра "Чья картинка" Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно; продолжать учить согласовать слова в 1 предложениях. 09.03. Рассматривание картины "Дети играют в кубики" 1 Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу Изображенного. 14.03. Чтение произведения К. Чуковского "Путаница" 1 Познакомить детей с произведением К. Чуковского "Путаница", доставив радость малышам от звучного, веселого стихотворного текста. 16.03. Рассматривание иллюстраций к произведению 1 К. Чуковского «Путаница».Дидактическое упражнение «Что я делаю?» Продолжать объяснять детям, как интересно рассматривать рисунки в книжках; активизировать в речи детей глаголы, противоположные по значению. 28.03. Рассказывание произведения К. Ушинского "Гуси" без наглядного сопровождения Продолжать приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения. 1 30.03. Игра-инсценировка "Как машина зверят катала" 1 Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы отчетливо произносить звук э, звукоподражание эй. 04.04. Дидактическое упражнение "Не уходи от нас, киска!" 1 Объяснять детям как по разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. 06.04. Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка 1 порадовать» Продолжать детей учить и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения. 11.04. Повторение материала, который вызвал затруднения у детей. 1 13.04. Чтение сказки "Маша и медведь" 1 Познакомить детей с русской народной сказкой "Маша и медведь". 18.04. Повторение сказки "Маша и медведь». Рассказ воспитателя 1 об иллюстрациях к сказке. Постараться убедить детей в том, что рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывки из сказки "Маша и медведь", прививая им интерес к драматизации. 20.04. Дидактическое упражнение "Я ищу детей, которые 1 любили бы меня". Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней. 25.04. Чтение главы "Друзья" из книги Ч. Янчарского 1 "Приключения Мишки Ушастика". Вызвать у детей радость за Мишку Ушастика, нашедшего друзей, и желание узнать что-то новое при симпатичного медвежонка. 27.04. Рассматривание картин из серии "Домашние животные". Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детенышами, обогащать и активизировать 1 словарь, развить инициативную речь. 02.05. "Купание куклы Кати". 1 Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств :ванночка, мыло, мыльница, полотенце ,намыливать ,смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать малышам ,как интересно можно играть с куклой. 04.05. "Чтение сказки Д.Биссета "Га-га-га"." 1 Вызвать у детей симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир; поупражнять малышей в произнесении звукоподражаний. 11.05. "Повторение материала" 1 С помощью разных приемов помочь детям вспомнить сказки, прочитанные на предыдущих занятиях, побуждая к инициативным высказываниям. 16.05. "Чтение стихотворения А. и П.Барто "Девочка ревушка". Познакомить детей с произведением А.и П.Барто «Девочка-ревушка», помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравиться. 1 18.05. Рассматривание картины «Дети кормят курицу и 1 цыплят». Игра в цыплят. Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога). 23.05 Чтение рассказа Г.Балла «Желтячок». 1 Познакомить детей с рассказом Г.Балла «Желтячок», учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от их внешних признаков. 25.05. Дидактическое упражнение «Так или не так?» 1 Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик». Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А.Барто и познакомить со стихотворение «Кораблик». 27.05. Дидактическое упражнение «Так или не так?» Чтение песенки «Снегирек». Продолжать учить детей осмысливать различные жизненные ситуации (без наглядного сопровождения); с помощью игры отрабатывать у детей плавный легкий выдох. 30.05. Чтение сказки В.Бианки «Лиса и мышонок». 1 Познакомить детей с произведением В.Бианки «Лис и мышонок» , учить помогать воспитателю читать сказку, договаривая слова и не большие фразы. 31.05. диагностика 1 2 72 Методическое обеспечение Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016 г. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду для детей 2 – 3 лет» – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. Наглядные пособия: - игрушки; - настольный театр по сказкам: «Теремок», «Репка», «Козлята и волк»; - кукольный театр по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу?»; - иллюстрации к сказкам. Сюжетные картины: • «В песочнице», «Делаем машину», «Дед Мороз», «Чудо-паровозик» и др. (Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008); • «Дети играют в кубики», «Дети кормят курицу и цыплят» (из серии «Картины для расширения представлений и развития речи детей второго и третьего года жизни» В. Езикеевой, Е. Радиной); • «Спасаем мяч», «Катаем шары» (из серии «Мы играем» Е. Батуриной); • «Таня и голуби» (из серии «Наша Таня» О. Соловьевой); • «В гостях», «Прятки», «Возле Большого Пня» (В. Гербова «Развитие речи: Учебно-наглядное пособие для детей 2–4 лет»). В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по развитию речи. - на развитие речи, мышления; - на целенаправленное развитие восприятия цвета; - на восприятие формы; - на восприятие качеств величины; - на количество предметов; - на развитие первоначальных представлений о природе. Технические средства: - магнитофон; - CD и аудио материал.