Рабочая программа по развитию речи 2021 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами, регламентирующими деятельность МБДОУ « Колундаевский
Д С »:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29.12.2012»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические
организации

требования

режима

работы

к

устройству,

дошкольных

содержанию

и

образовательных

организаций»;
- Устав МБДОУ « Колундаевский Д С »;
- Образовательная программа МБДОУ « Колундаевский Д С ».
Цель:
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе овладения литературным языком своего народа
Задачи:
Развивающие:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи,
связной речи — диалогической и монологической форм
Образовательные:
Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи
Воспитательные:
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях,
выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно
отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать
логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать,
как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое
недовольство его поступком, как извиниться.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о
ближайшем окружении. Расширять
представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их
собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,
материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные,
глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы,
характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета
(слева, справа, рядом, около, между), время суток.
Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и
наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;
употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель,
овощи, животные и т. п.).
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков,
отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение
слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова,
начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в
предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму
множественного числа существительных, обозначающих детенышей
животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном
и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно
употреблять форму множественного числа родительного падежа
существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых
глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых
существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично
подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно
для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.Учить детей рассказывать:
описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине,
созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического
материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и
динамичные отрывки из сказок.
Формы образовательной деятельности
Непосредственно
образовательная
Режимные моменты
деятельность
Формы организации детей
Индивидуальные
Групповые
Подгрупповые
Подгрупповые
групповые
Индивидуальные
·Беседа после чтения
·Ситуация общения в процессе
·Рассматривание
режимных моментов
·Игровая ситуация
·Дидактическая игра
·Дидактическая игра
·Чтение (в том числе на
·Интегративная
прогулке)
деятельность
·Словесная игра на прогулке
·Чтение
·Наблюдение на прогулке
·Беседа о прочитанном
·Труд
·Игра-драматизация
·Игра на прогулке
·Показ настольного театра
·Ситуативный разговор
·Разучивание
·Беседа
стихотворений
·Беседа после чтения
·Театрализованная игра
·экскурсия
·Режиссерская игра
·Интегративная деятельность
·Проектная деятельность
·Разговор с детьми
·Интегративная
·Разучивание стихов, потешек
деятельность
·Сочинение загадок
·Решение
проблемных ·Проектная деятельность

Самостоятельная
деятельность детей
Индивидуальные
подгрупповые
·Сюжетно-ролевая игра
·Подвижная игра с
текстом
·Игровое общение
·Все
виды
самостоятельной
детской деятельности
предполагающие
общение
со
сверстниками
·Хороводная игра с
пением
·Игра-драматизация
·Чтение наизусть и
отгадывание загадок в
условиях
книжного
уголка
·Дидактическая игра

ситуаций
·Разговор с детьми
·Создание коллекций
·Игра

·Разновозрастное общение
·Создание коллекций

Планируемый результат по развитию речи:
Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова
по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
Умеет выделять первый звук в слове.
Рассказывает о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого
повторяет образцы описания игрушки.
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть любимое
стихотворение, считалку .
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг ,проявляет интерес к
ним.
Драматизирует, (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки
(отрывки из сказок).

Содержание программы
Дата
Тема занятий
Часы
Сентябрь
1
8.09.
Надо ли учиться говорить?
1
15.09.
Звуковая культура речи: звуки с и
сь.
Обучение рассказыванию: « Наша
1
22.09.
неваляшка»
Чтение стихотворения И. Бунина
1
29.09.
«Листопад». Составление рассказа о
кукле.
Октябрь
1
6.10.
Чтение сказки К. Чуковского
«Телефон».
1
13.10.
Звуковая культура речи: звуки з и
зь.
Заучивание
русской
народной
1
20.10.
песенки «Тень-тень-потетень»
1
27.10.
Чтение стихотворений об осени
.Составление
рассказов-описаний
игрушек.
Ноябрь

Примечание

3.11.
10.11.
17.11.
24.11.

1.12.
8.12.
15.12.
22.12.
29.12
12.01
19.01.
26.01.

2.02
9.02.
16.02
2.03
9.03
16.03
23.03.
30.03
6.04.04

13.04
20.04

Чтение сказки «Три поросенка»
Звуковая культура речи: звук ц.
Рассказывание по картине «Собака
со щенятами». Чтение стихов о
поздней осени.
Составление рассказа об игрушке.
Дидактическое упражнение «Что из
чего?»
Декабрь
Чтение детям русской народной
сказки «Лисичка-сестричка и волк».
Чтение и заучивание стихотворений
о зиме.
Обучение
рассказыванию
по
картинке «Вот это снеговик»
Звуковая культура речи: звук
ш
Январь
Чтение детям русской народной
сказки «Зимовье».
Звуковая культура речи: звук ж
Обучение
рассказыванию
по
картинке «Таня не боится мороза!»
Чтение любимых стихотворений.
Заучивание стихотворения А.Барто
«Я знаю, что надо придумать»
Февраль
Мини-викторина
по
сказкам
К.Чуковского. Чтение произведения
«Федорино горе»
Звуковая культура речи: Звук ч
Составление рассказов по картине
«На полянке»
Урок вежливости
Март
Готовимся встречать весну и
Международный женский день
Звуковая культура речи: звук щ-ч
Русские
сказки(минивикторина)Чтение сказки «Петушок
и бобовое зернышко»
Составление рассказов по картине
Апрель
Чтение детям сказки Д.МаминаСибиряка «Сказка про Комара
Комаровича- Длинный нос и про
Мохнатого Мишку – Короткий
хвост»
Звуковая культура речи: звуки л,ль
Обучение рассказыванию: работа с
картиной-матрицей и раздаточными
картинками

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Заучивание стихотворений
Май
4.05.22 День Победы
11.05.22 Звуковая культура речи: звуки р,рь
18.05.22 Прощаемся с подготовишками
25.05.22 Литературный калейдоскоп
27.04

1
1
1
1
1

Методическое обеспечение
Программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой/, Мозаика-Синтез, Москва, 2015г
Развитие речи в детском саду В.В.Гербова Средняя группа (4-5 лет),
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».