Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ « Колундаевский Д С »: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические организации требования режима работы к устройству, дошкольных содержанию и образовательных организаций»; - Устав МБДОУ « Колундаевский Д С »; - Образовательная программа МБДОУ « Колундаевский Д С ». Основные цели и задачи. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных. Сезонные наблюдения Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений. Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега. Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках. Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши. Количество занятий – 1 занятие в 2 недели, в месяц – 2. Всего 18. Академический час = 20 минут Планируемые результаты Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их. Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка. Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков. Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них. Диагностические задания всего- 15 Формы реализации: Система работы включает: - НОД (занятия) - беседы, - наблюдения, - игровые занятия, - элементарные опыты, - экскурсии, - проблемно-игровые ситуации, - викторины, сочинение загадок и сказок, - рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности. -Экспериментальная, исследовательская деятельность. Условия реализации: Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, растения); В работе центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребѐнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога. Центры оснащены развивающими материалами: - Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности, - Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д. Методы и приемы ознакомление с природой: 1 группа методов формирование нравственных представлений, суждений, оценок: - решение маленьких логических задач, загадок; - приучение к размышлению, эвристические беседы; - беседы на этические темы; - чтение художественной литературы; - задачи на решение коммуникативных ситуаций; - рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций; - просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов; - рассматривание иллюстраций. 2 группа методов создание у детей практического опыта трудовой деятельности: - приучение к положительным формам общественного поведения; - показ действий; - пример взрослого и детей; - разыгрывание коммуникативных ситуаций; -целенаправленное наблюдение; - приучение к положительным формам общественного поведения; - создание контрольных педагогических ситуаций; - организация интересной деятельности, которая носит общественнополезный характер. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия: -условия для свободного выбора деятельности; -условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств; -не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы; - создание разных пространств предъявления детских продуктов: -легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу -праздники или иные события, как демонстрация детских достижений. -детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио. В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей. Самостоятельная деятельность детей; Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий 2 раза в год. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом: Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные материалы, Серия наглядно-дидактических пособий «Животные», «Посуда», «Безопасность», «Цветы» и др. Серия «16 обучающих картинок». Игровые, здоровье формирующие технологии «Овощи, фрукты» «Дикие животные» «Обитатели морей и океанов» «Земноводные и пресмыкающиеся» «Птицы» Плакаты обучающие: Деревья Грибы, ягоды Овощи Фрукты Природные явления Времена года Времена года: осень, зима, весна, лето. Рыбы Земноводные Животные Австралии Млекопитающие Животные Африки Животные Арктики Птицы Насекомые Дикие животные Домашние животные Мамы и детки Сюжетные картины для рассматривания: «Ежиха с ежатами» «Лиса с лисятами» «Медвежья семья» «Зайцы» «Белка с бельчатами» «Волчица с волчатами» «Семья оленей» «Коза с козлятами» «Собака с щенятами» «Свинья с поросятами» «Корова с теленком» «Лошадь с жеребенком» «Кошка с котятами» «Река замерзла» «Овощи» «Куры» «Беседы по картинкам» «12 месяцев» «Мир в картинках» «Времена года» «Животные средней полосы» «Лото» «Во саду ли, в огороде» «Животные» «Домашние и дикие животные» Педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Содержание программы: Дата 2.09.21 16.09.21 30.09.21 14.10.21 28.10.21 18.11. Тема Часы СЕНТЯБРЬ Тема 1.Ознакомление с природой 1 «Что нам осень принесла?» Тема 2.Ознакомление с природой 1 «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» ОКТЯБРЬ Тема 3.Ознакомление с природой 1 «Прохождение экологической тропы» Тема 4.Ознакомление с природой 1 «Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)» НОЯБРЬ Тема 5.Ознакомление с природой 1 «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных» Тема 6.Ознакомление с природой 1 «Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу» 2.12 ДЕКАБРЬ Тема 7.Ознакомление с природой 1 «Дежурство в уголке природы» 16.12 Тема 8.Ознакомление с природой 1 «Почему растаяла Снегурочка" 13.01 ЯНВАРЬ Тема 9.Ознакомление с природой 1 «Стайка снегирей на ветках рябины» 27.01 10.02 Тема10.Ознакомление с природой 1 «В гости к деду Природоведу» ФЕВРАЛЬ Тема 11.Ознакомление с природой 1 «Рассматривание кролика» Примечание 24.02 10.03 Тема 12.Ознакомление с природой 1 «Посадка лука» МАРТ Тема 13.Ознакомление с природой 1 «Мир комнатных растений» 14.04 Тема 14.Ознакомление с природой 1 «В гости к хозяйке луга» АПРЕЛЬ 1 Тема 15.Ознакомление с природой «Поможем Незнайке вылепить посуду(лепка из глины) 28.04 Тема 16.Ознакомление с природой 1 «Экологическая тропа весной» 24.03 12.05 26.05 МАЙ Диагностические задания 1 1 Методическое обеспечение -Программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/, Мозаика-Синтез, Москва, 2015г. -Ознакомление с природой в детском саду Соломенникова О.А: Средняя группа (4-5 лет), МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016г.