Рабочая программа по ознакомлению с природой 2021 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами, регламентирующими деятельность МБДОУ « Колундаевский
Д С »:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29.12.2012»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические
организации

требования

режима

работы

к

устройству,

дошкольных

содержанию

и

образовательных

организаций»;
- Устав МБДОУ « Колундаевский Д С »;
- Образовательная программа МБДОУ « Колундаевский Д С ».

Основные цели и задачи.
Ознакомление с природой и природными явлениями.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии
планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений. Формирование
понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь,
охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь
человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к
природе, желания беречь ее.
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми
рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые
попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица,
черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы
продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить;
ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка,
жук, божья коровка).
Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.),
овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина,
смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин,
фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами
ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о
свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона,
голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни
людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало,
осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на
юг.
Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой
природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и
зимний пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь
зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед,
сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на
лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки
весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка,
распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период
в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе:
голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают,
купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о
свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды
и грибы; у животных подрастают детеныши.
Количество занятий – 1 занятие в 2 недели, в месяц – 2. Всего 18.
Академический час = 20 минут
Планируемые результаты
Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто
встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и
качеств (цвет, форма, материал), называть их.
Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми
кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте
помещения и участка.
Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать
растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не
уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться к
взрослым, которые заботятся о них.
Диагностические задания всего- 15
Формы реализации:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- экскурсии,
- проблемно-игровые ситуации,
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам,
произведений
искусства
(народного,
декоративно-прикладного,
изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств
выразительности.
-Экспериментальная, исследовательская деятельность.

Условия реализации:
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в
виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр,
предметы-заместители);
центр
исследовательской
деятельности
(экспериментирование, растения); В работе центров царит атмосфера
психологической творческой свободы, возможности проявить свою
индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребѐнком развивающей
среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
- Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной
деятельности,
- Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской
деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический
материал и т.д.
Методы и приемы ознакомление с природой:
1 группа методов
формирование нравственных представлений, суждений,
оценок:
- решение маленьких логических задач, загадок;
- приучение к размышлению, эвристические беседы;
- беседы на этические темы;
- чтение художественной литературы;
- задачи на решение коммуникативных ситуаций;
- рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;
- просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;
- рассматривание иллюстраций.
2 группа методов
создание у детей практического опыта трудовой деятельности:
- приучение к положительным формам общественного поведения;
- показ действий;
- пример взрослого и детей;
- разыгрывание коммуникативных ситуаций;
-целенаправленное наблюдение;
- приучение к положительным формам общественного поведения;
- создание контрольных педагогических ситуаций;
- организация интересной деятельности, которая носит общественнополезный характер.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:
-условия для свободного выбора деятельности;
-условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
-не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
- создание разных пространств предъявления детских продуктов:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых
ребенок может поместить свою работу
-праздники или иные события, как демонстрация детских достижений.
-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том,
какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность
детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм –
направление
проектной
деятельности,
развивающее
позитивную
социализацию детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе
контрольно-диагностических занятий 2 раза в год.
Для реализации программы используются технические средства:
инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат,
видеокамера.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством
воспитания экологической культуры дошкольников.
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и
раздаточным материалом:
Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих игр,
ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки
хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные
материалы, Серия наглядно-дидактических пособий «Животные», «Посуда»,
«Безопасность», «Цветы» и др.
Серия «16 обучающих картинок».
Игровые, здоровье формирующие технологии
«Овощи, фрукты»
«Дикие животные»
«Обитатели морей и океанов»
«Земноводные и пресмыкающиеся»
«Птицы»
Плакаты обучающие:
Деревья
Грибы, ягоды
Овощи
Фрукты
Природные явления
Времена года
Времена года: осень, зима, весна, лето.
Рыбы
Земноводные
Животные Австралии
Млекопитающие
Животные Африки

Животные Арктики
Птицы
Насекомые
Дикие животные
Домашние животные
Мамы и детки
Сюжетные картины для рассматривания:
«Ежиха с ежатами»
«Лиса с лисятами»
«Медвежья семья»
«Зайцы»
«Белка с бельчатами»
«Волчица с волчатами»
«Семья оленей»
«Коза с козлятами»
«Собака с щенятами»
«Свинья с поросятами»
«Корова с теленком»
«Лошадь с жеребенком»
«Кошка с котятами»
«Река замерзла»
«Овощи»
«Куры»
«Беседы по картинкам»
«12 месяцев»
«Мир в картинках»
«Времена года»
«Животные средней полосы»
«Лото»
«Во саду ли, в огороде»
«Животные»
«Домашние и дикие животные»
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей в спонтанной и специально-организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка.

Содержание программы:
Дата
2.09.21

16.09.21

30.09.21

14.10.21

28.10.21

18.11.

Тема
Часы
СЕНТЯБРЬ
Тема 1.Ознакомление с природой 1
«Что нам осень принесла?»
Тема 2.Ознакомление с природой 1
«У медведя во бору грибы, ягоды
беру…»
ОКТЯБРЬ
Тема 3.Ознакомление с природой 1
«Прохождение
экологической
тропы»
Тема 4.Ознакомление с природой 1
«Знакомство с декоративными
птицами (на примере канарейки)»
НОЯБРЬ
Тема 5.Ознакомление с природой 1
«Осенние посиделки. Беседа о
домашних животных»
Тема 6.Ознакомление с природой 1
«Скоро зима! Беседа о жизни
диких животных в лесу»

2.12

ДЕКАБРЬ
Тема 7.Ознакомление с природой 1
«Дежурство в уголке природы»

16.12

Тема 8.Ознакомление с природой 1
«Почему растаяла Снегурочка"

13.01

ЯНВАРЬ
Тема 9.Ознакомление с природой 1
«Стайка снегирей на ветках
рябины»

27.01

10.02

Тема10.Ознакомление с природой 1
«В гости к деду Природоведу»
ФЕВРАЛЬ
Тема 11.Ознакомление с природой 1
«Рассматривание кролика»

Примечание

24.02

10.03

Тема 12.Ознакомление с природой 1
«Посадка лука»
МАРТ
Тема 13.Ознакомление с природой 1
«Мир комнатных растений»

14.04

Тема 14.Ознакомление с природой 1
«В гости к хозяйке луга»
АПРЕЛЬ
1
Тема 15.Ознакомление с природой
«Поможем
Незнайке вылепить посуду(лепка
из глины)

28.04

Тема 16.Ознакомление с природой 1
«Экологическая тропа весной»

24.03

12.05
26.05

МАЙ
Диагностические задания

1
1

Методическое обеспечение
-Программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой/, Мозаика-Синтез, Москва, 2015г.
-Ознакомление с природой в детском саду Соломенникова О.А: Средняя
группа (4-5 лет), МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».