Рабочая программа по изо 2021 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами, регламентирующими деятельность МБДОУ « Колундаевский
Д С »:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29.12.2012»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические
организации

требования

режима

работы

к

устройству,

дошкольных

содержанию

и

образовательных

организаций»;
- Устав МБДОУ « Колундаевский Д С »;
- Образовательная программа МБДОУ « Колундаевский Д С»
Программа направлена на организацию работы по изобразительной
деятельности с детьми 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.
Цели: содействовать развитию эстетических чувств детей, художественного
восприятия, образных представлений, воображения, художественнотворческих способностей, самостоятельности; формированию элементарных
представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в
различных видах искусства.
Задачи:
Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и
природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и
падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т.п.).
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не
напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного
движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать
краску на кисть: аккуратно обмакивать еѐ всем ворсом в баночку с краской,
снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса,

хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.
Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную
салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый,
белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).
Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего
изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать
дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка,
козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с
деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица»,
«дождик, дождик, кап, кап, кап..»).
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие,
длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки,
дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). подводить детей к
изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и
предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка,
снеговик. Цыплѐнок, тележка, вагончик и др.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции,
повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке,
неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и
т.п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.)
Учить располагать изображения по всему листу.
Основные принципы программы:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение
детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает
содержание своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;

стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в
различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.

Программа нацелена на творческую инициативу педагогов и создает
простор для творческого использования различных педагогических
технологий.
Такой
подход
позволяет
педагогу
грамотно
организовывать образовательный процесс.

Условия реализации программы
Образовательная
область
«Художественно-эстетическое
развитие»
реализуется воспитателем группы, в групповом помещении.
Программа реализуется через средства художественно-эстетического
развития: игрушки, картинки (предметные и сюжетные), дидактические
игры и упражнения, пальчиковая гимнастика. В групповом помещении
имеется «Центр ИЗО деятельности, в котором находятся альбомы с
рисунками или фотографиями произведений народно-прикладного искусства.
Заготовки для рисования, вырезанные по какой либо форме (деревья,
цветы, различные предметы, животные).
Бумага тонкая и плотная, картон.
Цветные карандаши (6 основных цветов), гуашь (6 основных цветов).
Круглые кисти (беличьи, колонковые).
Цветные мелки, восковые мелки.
Емкость для промывания ворса кисти от краски.
Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для просушивания
кисти после промывания и приклеивания готовых форм.
Готовые формы для выкладывания и наклеивания.
Сюжетные картинки.
Выставка: книги одного автора или одного произведения в
иллюстрациях разных художников.
Портреты писателей и поэтов.
Книжки - раскраски.
Наглядно-дидактические пособия:
Серия рабочих тетрадей «Народное искусство – детям» : «Филимоновская
игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская
игрушка», «Сказочная гжель» - М.:Мозаика- Синтез, 2015.

Серия наглядных пособий «Мир в картинках»: «Домашние животные»,
«Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», наглядно- дидактическое пособие
для занятий с детьми 4-5лет
Плакаты: Овощи; Фрукты; Животные Африки; Животные средней полосы;
Птицы; Домашние животные; Домашние питомцы; Домашние птицы; Цвет;
Форма;.
Картины по временам года.
Формы реализации программы
Рисование в средней группе происходит на специально организованных
занятиях и в повседневной жизни. Занятия по рисованию проводятся 1 раз в
неделю, 4 раза в месяц и 36 в год.
В ходе занятия необходимо поддерживать желание
заниматься, поэтому ведущей деятельностью является игра

дошкольников

Планируемый результат освоения программы.
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных
задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки
ребѐнка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате
выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством
прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог
получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных
моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком
много времени, хорошо знают ребенка.
Оценка максимально структурирована.

Педагогическая
диагностика
художественно-эстетического
развития
дошкольников проводится в начале сентября (первая половина октября) и в
конце года в мае каждого учебного года с целью определения уровня
развития творчества детей (приложение диагностических карт прилагается).
Содержание диагностики включает в себя нормативы, разработанные в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования и настоящей рабочей
программой.
Целевые ориентиры:
свободно рисовать предметы, состоящие из линий, проведенных в разных
направлениях, и различных сочетаний линий;
изображать различные предметы округлой и прямоугольной формы и
предметы, состоящие из частей округлой и прямоугольной формы;
передавать простые сюжеты, объединяя несколько изображений («Ёлочка
растет в лесу», «Неваляшки гуляют»);
аккуратно пользоваться изобразительными материалами: карандашами,
красками, кистью и др;
использовать в процессе рисования карандаши и краски нескольких
цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой,
розовый);
аккуратно и чисто промывать кисть, прежде чем набирать краску другого
цвета; осушать кисть о салфетку, чтобы краска не становилась водянистой.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей.
Цель: привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях
повышения интереса к изобразительной деятельности детей, в процессе
совместной деятельности детского сада и семьи.
Задача родителей и педагогов в определении значимости развития интереса
к изобразительной деятельности состоит в том, чтобы внимательно отнестись
к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства,
стимулировать интерес ребенка вопросами и собственным творчеством,
бережно относится к первым росткам детского творчества.
Изобразительная
деятельность
доступна
всем
детям,
она
способствует развитию мелкой моторики, познавательных процессов,
самостоятельности, эмоционально-волевой сферы. Поэтому одной из

важнейших задач социально-педагогического блока является задача
привлечения родителей к активному сотрудничеству, так как только в
процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается
максимально помочь ребенку.
В работе по формированию интереса к изобразительной деятельности в
практике семьи используют индивидуальные беседы с детьми и их
родителями, наблюдение родителей за занятиями по изобразительной
деятельности в детском саду, анализ детских работ и педагогической
документации.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей,
чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество
прочно входили в жизнь семьи.

Виды работы
с
родителями
по формированию интереса
к
изодеятельности разнообразны:, показ воспитательной работы, организация
выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному
участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух
направлениях: индивидуально и с коллективом родителей
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации,
посещения семей, поручения родителям и т. п.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и
общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки;
Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть - в
зависимости от условий - самым различным; стенд, полка или стол для
демонстрации детских работ.
Собрания для родителей на тему «Самостоятельные действия ребенка»,
«Как часто вы рисуете с ребенком?"
Беседы с родителями «Учим ребенка наблюдать природу», «Использование
нетрадиционных способов в изобразительной деятельности»
Консультации по будущим темам запланированных занятий по
изобразительной деятельности «Моя любимая игрушка», «Высокий - Низкий».
Консультация по созданию альбома «Мое творчество"
Консультация "Рисование для дошкольников"

Рекомендация по проведению игр "Раскрась так же", "Что бывает такого
цвета?"
Беседа с воспитателем.
Цель: определить формы работы в повседневной жизни по изобразительной
деятельности с детьми данной группы; определить формы взаимодействия
воспитателя с родителями по художественному воспитанию детей в
семье.
Беседа содержит следующие вопросы:
1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с изобразительным
искусством?
2.
Какое
отношение детей к
ваших воспитанников?
3.
Какие
качества
личности
приобщения детей к искусству?

изобразительному

искусству

можно сформировать в

у

процессе

4. Какие виды изобразительной деятельности интересны детям вашей
группы?
5. Какую работу в повседневной жизни вы проводите с детьми по
изобразительной деятельности?
6. Практикуете ли вы в группе художественную деятельность по интересам?
7. Осуществляете ли вы методическое руководство художественной
деятельностью в семьях своих воспитанников?
8. Ваши предложения по улучшению методической и предметной среды в
организации художественной деятельности в детском саду и семье?

Анкетирование родителей.
Цель: выявить компетентность родителей в вопросах
изобразительной деятельности детей в условиях семьи.
Анкета для родителей содержит ряд следующих вопросов:
1. Фамилия, имя ребенка, возраст.
2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры – их возраст).

организации

3. Профессия родителей.
4. Проявляете ли вы интерес к искусству (к каким видам)?
5.
Привлекаются
ли
дети
к
совместным
занятиям
взрослыми (членами семьи), и в чем проявляется их участие?

со

6. Каким видом изодеятельности любят заниматься ваши дети (рисованием,
лепкой, аппликацией)?
7. Есть ли дома место для занятий ребенка любимым видом изодеятельности?
Какое участие в организации изодеятельности принимают родители и другие
члены семьи?
8. Созданы ли условия в семье для изодеятельности? (наличие красок,
глины, пластилина, цветной бумаги, карандашей и т. д.)
9. Считаете ли вы, что в детском учреждении должны даваться методические
рекомендации воспитателем, для организации процесса изодеятельности
в семье?
Содержание программы.
Дата

Тема занятия
Сентябрь

Часы

6.09.

Диагностика.
Тема:1. Рисование по замыслу «Нарисуй
картинку про лето».
Тема:2. Рисование «На яблоне поспели
яблоки».
Тема:3. Рисование «Красивые цветы».
Тема:4. Рисование
«Цветные шары
(круглой и овальной формы)».
Октябрь
Тема 5. Рисование :«Золотая осень».
Тема:6 Рисование «Сказочное дерево».
Тема:7 Декоративное
рисование Украшение фартука».
Тема:8. Рисование красками
«Яички
простые и золотые».
Ноябрь
Тема:9. Рисование по замыслу
Тема:10. Декоративное рисование «

1

13.09.
20.09.
27.09.

4.10.
11.10.
18.10.
25.10.

1.11
8.11

1
1
1

1
1
1
1

1
1

Примечание

15.11
22.11

29.11
6.12
13.12
20.12

29.12
10.01
17.01
24.01

31.01
7.02
14.02
21.02

28.02
7.03
14.03

21.03

28.03
11.04.
4.04

Украшение свитера».
Тема: 11 Рисование «Маленький гномик»
Тема:12. Рисование «Рыбки плавают в
аквариуме»
Декабрь
Тема:13. Рисование «Кто в каком домике
живет».
Тема:14
Рисование
красками
«Снегурочка».
Тема:15
Рисование
«Новогодние
поздравительные открытки».
Тема:16 Рисование « Наша нарядная
елка».
Январь
Тема:17.Рисование « Маленькой елочке
холодно зимой».
Тема: 18.Рисование «Развесистое дерево».
Тема:19.Рисование
«Нарисуй какую
хочешь игрушку».
Тема: 49. Декоративное рисование
«Украшение платочка».
Февраль
Тема: 20.Рисование «Украсим полосочку
флажками».
Тема: 21Рисование «Девочка пляшет».
Тема: 22.Рисование «Красивая птичка».
Тема: 23. Декоративное рисование
« Укрась свои игрушки».
Март
Тема: 24.Рисование « Расцвели красивые
цветы».
Тема:25.Декаротивное
рисование
«Украсим кукле платьице».
Тема: 26.Рисование « Козлятки выбежали
играть на зеленый лужок».
Тема:27.Рисование «Как мы играли в
подвижную игру «Бездомный заяц»
Апрель
Тема:28.Рисование «Сказочный домик
теремок».
Тема:29.Рисование
«Мое любимое
солнышко».
Тема:30.Рисование
«Твоя любимая

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
1

11.04

18.04
25.04
2.05
16.05
23.05

кукла».
Тема: 31.Рисование «Дом, в котором ты
живешь».
Май
Тема:32.Рисование
«Празднично
украшений дом».
Тема: 33.Рисование
«Самолеты летят
сквозь облака».
Тема: 34.Рисование «Нарисуй картину
про весну».
Тема: 35.Рисование «Нарисуй какую
хочешь картинку»
Диагностика.
Тема:36.Рисование «
Разрисовывание
перьев для хвоста сказочной птицы».

1

1
1
1
1
1

Методическое обеспечение:
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования \ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа (4-5 лет). МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».