Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в игровой деятельности
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Способствовать повышению уверенности в своих силах помощью поддержки сверстников и взрослых.
На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, наблюдается отстранённость в играх, нежелание принимать участие в делах группы.
Воспитатели формируют у детей навыки эффективного общения в деятельности. Наиболее эффективной деятельностью для развития навыков позитивного общения у детей, является специально организованное взрослым интерактивное взаимодействие детей. Из множества видов деятельности воспитатели выбрали игровую – как ведущий вид деятельности дошкольников.
Работу строили поэтапно, для эффективного развития детского общения и удовлетворения потребности детей использовала следующие виды игр:
Сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Во время проведения сюжетно – ролевых игр я использовала следующие приё мы: беседы, загадки, считалочки о персонажах, внесение новой игрушки, сюрпризные моменты; экскурсии по детскому саду, на кухню к повару; наблюдение за трудом взрослых, играми и развлечениями старших детей; рассматривание иллюстрации, семейных и групповых фотографий, чтение дополнительной художественной литературы; введение современных персонажей («Смешарики»,);привлечение старших детей к совместным играм; моделирования проблемных ситуаций, ситуации, где центром внимания является каждый ребёнок, соединение 2 - 3 тем в один сюжет,
логическое завершение игры, анализ и положительную оценку при завершении игры. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Драматизация русских народных сказок помогает детям примерить на себя роль героев: дети учатся различать и передавать их настроение, сопереживать им, согласовывать свои действия, развивать коммуникативные навыки. Использование игр – драматизаций помогает мне формировать у малышей опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нормами и правилами, развивать желание подражать положительным персонажам. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Дидактические игры помогают детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу.
Так, на первом этапе дидактической игры «Хорошо или плохо» я объясняла и показывала на примере картинок как правильно вести в различных ситуациях, на втором этапе – предлагала детям вместе со мной проговаривать действия героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе игры – предлагала детям самим объяснить мне, почему герои так поступают, дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата. Игры с моделями - содержание, которых включает все необходимые условия для познавательного развития в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-речевой игре. Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.
Играя вместе с детьми, поддерживали их самостоятельность, творческое начало, приучала к бережному отношению к игрушкам, к друг к другу, играть дружно: обращаться по имени, ласково, быть внимательным к сверстникам, их просьбам, бережно относится друг к другу, предлагать посильную помощь, заботиться друг о друге, не мешать в игре, помогать в уборке игрушек.
Сотрудничество с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск эффективных путей взаимодействия, цель которых – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из зрителей и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса, способствует сотрудничеству детей и взрослых, признанию ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Работы с родителями включает в себя следующие направления и формы:
• Коллективные
• Индивидуальные
• Досуговые
• Наглядно-информационные
Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, самостоятельность, ответственность за общий успех дела, создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
По результатам моей педагогической диагностики уровня развития детей можно сделать вывод :
-дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;
- способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; дети владеют разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
- дети владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- дети проявляют любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.