Какие игрушки нужны детям

12.11.2021

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.

Игрушка – это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру  к действительности.

Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Не все они покупаются в магазине, их можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.

Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера, помогающие снять стресс, развивающие творческую фантазию и самовыражение.

Игрушки, копирующие предметы реальной жизни:  кукольное семейство, кукольный  домик, мебель, посуда, машины, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, железная дорога, телефон и т.д. Основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся сказочные персонажи, звери, домашние животные. Среди них, конечно, любимый детьми плюшевый  мишка. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку. В играх с детьми установите правила обращения ребенка с образными игрушками. Она должна иметь место, имя, находиться в определенной позе (сидя, стоя, лежа). Приучайте малыша не бросать их, не держать за волосы, за ноги. Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, мишке – пример поведения и отношения к ним ребенка.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, мячи, дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, кегли, молотки и другие инструменты и т. д.

Кроме этого, есть игрушки-забавы  -  смешные фигурки зверей, животных, человечков, например, зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их  лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки и открытки, краски, пластилин, мозаика.

Театральные игрушки служат целям эстетического воспитания, развития  речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (игрушка – перчатка, которую надевают на руку). Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, дудочки, барабан, бубен, игрушка-пианино и др. музыкальные инструменты развивают эмоциональность и музыкальный слух ребенка.

Особое место принадлежит дидактическим игрушкам, с помощью которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют  развитию мелкой моторики рук.Хочу такой сайт

Еще одна группа – строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Дети любят строить и конструировать. Посредством этих игр развивается фантазия, воображение, мышление, формируется усидчивость, терпение, умение делать постройку и обыгрывать ее.

Хочется сказать об игрушках-монстрах, которыми сейчас изобилуют прилавки магазинов. Игры, основанные на содержании воинственных  мультфильмов с игрушками-монстрами, воинами-скелетами формируют в детях агрессию, отношение к насилию, как к чему-то совершенно нормальному. То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению  психологов, связано с эмоциями агрессивности, обусловлено потребностью в защите от внешнего мира. Для возбудимых детей игра с чудовищами -  способ выбросить лишнюю энергию. Но, чаще игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует психическую зависимость.  Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии.

Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности игрушек, мотивами приобретения выступает желание доставить радость, позабавить ребенка. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Чтобы игрушки не надоедали, рассортируйте их, однотипные временно уберите, а через некоторое время обыграйте их с ребенком. Или разделите игрушки на несколько равноценных наборов и периодически меняйте их.

Одним из недостатков семейного воспитания является стремление родителей покупать игрушки, ориентируясь только на пол ребенка. Вследствие этого девочки дома играют только с куклами, а мальчикам приобретают только транспорт и оружие. При этом родители не осознают, что ограничивают формирование интересов детей, так как правильный подбор игрового материала побуждает к разнообразным играм и обеспечивает развитие различных интересов.

Но и при наличии достаточного количества игрушек в семье разрешается использовать в играх  предметы домашнего быта (диванные подушки, стулья, посуду, мамин платок, шляпу, туфли и т.п.) В играх эти предметы сохраняют свои функции или приобретают новые (стул служит кабиной машины, кроватью кукле и т. п.) Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков... Как показывает опыт, дети любят всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом. Так, в педагогической литературе описан был такой случай, когда мама нашла у девочки мешочек, довольно тяжелый и грязный. Там оказались камешки, листья, цветы, тряпочки, куски стекла и железа… Мама выбросила грязные вещи, выстирала, выгладила мешочек, положила его снова под подушку. Утром девочка горько плакала, спрашивала, зачем мама выбросила самые хорошие игрушки и во что же она будет играть. Мама объяснила, что нельзя играть с грязными и острыми вещами, обещала купить новые игрушки, но дочка была безутешна. Тогда мама отыскала пестрые лоскутки, предложила девочке сшить новый красивый мешочек и обещала никогда не выбрасывать ее сокровищ.

Многие родители стремятся постоянно пополнять игровое хозяйство ребенка, показывают игровые действия с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Надо осознавать, что ребенку важно даже небольшое участие взрослых в игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют. Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на  себя определенную роль и выполняет правила, предписанные ею, но одновременно руководит игрой, учит действиям с игрушками. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили в магазине и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке.

Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть своя комната, столик и стульчик для игр. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить кукольную мебель и игрушки.

Книги, пластинки, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома.

Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Приучайте детей к порядку и бережливости. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Конечно, детская игрушка часто стоит недорого, ее можно заменить подобной, но помните, что со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Иное дело, если ребенок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны. Общение с родителями, их серьезное отношение к игре и игрушкам необходимы ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции.

 Дорогие родители! Успехов вам в воспитании ваших детей, незабываемых и интересных игр с ними!  Пусть игрушки, которые вы приобретаете для своих детей, приносят не только радость и удовольствие, но и пользу для развития и воспитания  вашего ребенка!       

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».