12.11.2021
Развитие
богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек.
Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства,
исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.
Игрушка – это специально
предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой
замысел, приближает игру к действительности.
Несомненно, у
ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его
чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать
реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Не все они покупаются в
магазине, их можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и
дороже ребенку.
Ребенку нужны
такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные
необходимые свойства характера, помогающие снять стресс, развивающие творческую
фантазию и самовыражение.
Игрушки,
копирующие предметы реальной жизни: кукольное семейство, кукольный
домик, мебель, посуда, машины, касса, весы, медицинские и парикмахерские
инструменты, железная дорога, телефон и т.д. Основное требование: игрушки
должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.
Центральное
место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу,
разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К
этой группе игрушек относятся сказочные персонажи, звери, домашние животные.
Среди них, конечно, любимый детьми плюшевый мишка. Дети их кормят,
купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку. В играх с детьми
установите правила обращения ребенка с образными игрушками. Она должна иметь
место, имя, находиться в определенной позе (сидя, стоя, лежа). Приучайте малыша
не бросать их, не держать за волосы, за ноги. Участие взрослых в игре и их
отношение к кукле, мишке – пример поведения и отношения к ним ребенка.
Игрушки,
помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, мячи, дикие животные, резиновые
игрушки, скакалки, кегли, молотки и другие инструменты и т. д.
Кроме этого,
есть игрушки-забавы - смешные фигурки зверей, животных, человечков,
например, зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе
их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить
детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Игрушки для
развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрешки, пирамидки,
конструкторы, настольные игры, разрезные картинки и открытки, краски,
пластилин, мозаика.
Театральные
игрушки служат целям эстетического воспитания, развития речи,
воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (игрушка –
перчатка, которую надевают на руку). Музыкальные игрушки – погремушки,
колокольчики, дудочки, барабан, бубен, игрушка-пианино и др. музыкальные
инструменты развивают эмоциональность и музыкальный слух ребенка.
Особое место
принадлежит дидактическим игрушкам, с помощью которых дети знакомятся с цветом,
формой, величиной. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность,
настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также
способствуют развитию мелкой моторики рук.
Еще одна группа
– строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Дети любят строить и
конструировать. Посредством этих игр развивается фантазия, воображение,
мышление, формируется усидчивость, терпение, умение делать постройку и
обыгрывать ее.
Хочется сказать
об игрушках-монстрах, которыми сейчас изобилуют прилавки магазинов. Игры,
основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками-монстрами,
воинами-скелетами формируют в детях агрессию, отношение к насилию, как к
чему-то совершенно нормальному. То, что ребенка привлекают отрицательные
персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности,
обусловлено потребностью в защите от внешнего мира. Для возбудимых детей игра с
чудовищами - способ выбросить лишнюю энергию. Но, чаще игрушка не
успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует психическую
зависимость. Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям
такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии.
Подбор игрушек
зависит от возраста детей и особенностей игры.
Иногда взрослые
покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость.
Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности игрушек,
мотивами приобретения выступает желание доставить радость, позабавить ребенка.
Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет
радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую.
Чтобы игрушки не надоедали, рассортируйте их, однотипные временно уберите, а
через некоторое время обыграйте их с ребенком. Или разделите игрушки на
несколько равноценных наборов и периодически меняйте их.
Одним из
недостатков семейного воспитания является стремление родителей покупать
игрушки, ориентируясь только на пол ребенка. Вследствие этого девочки дома
играют только с куклами, а мальчикам приобретают только транспорт и оружие. При
этом родители не осознают, что ограничивают формирование интересов детей, так
как правильный подбор игрового материала побуждает к разнообразным играм и
обеспечивает развитие различных интересов.
Но и при наличии
достаточного количества игрушек в семье разрешается использовать в играх
предметы домашнего быта (диванные подушки, стулья, посуду, мамин платок, шляпу,
туфли и т.п.) В играх эти предметы сохраняют свои функции или приобретают новые
(стул служит кабиной машины, кроватью кукле и т. п.) Детям необходимы и такие
игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала,
например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек,
пузырьков... Как показывает опыт, дети любят всякие «секреты», и взрослым надо
помнить об этом. Так, в педагогической литературе описан был такой случай,
когда мама нашла у девочки мешочек, довольно тяжелый и грязный. Там оказались
камешки, листья, цветы, тряпочки, куски стекла и железа… Мама выбросила грязные
вещи, выстирала, выгладила мешочек, положила его снова под подушку. Утром
девочка горько плакала, спрашивала, зачем мама выбросила самые хорошие игрушки
и во что же она будет играть. Мама объяснила, что нельзя играть с грязными и
острыми вещами, обещала купить новые игрушки, но дочка была безутешна. Тогда
мама отыскала пестрые лоскутки, предложила девочке сшить новый красивый мешочек
и обещала никогда не выбрасывать ее сокровищ.
Многие родители
стремятся постоянно пополнять игровое хозяйство ребенка, показывают игровые
действия с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Надо осознавать, что ребенку
важно даже небольшое участие взрослых в игре, чтобы чувствовать, что его
понимают, что его игровые действия одобряют. Взрослый, вступая в игру с
ребенком, берет на себя определенную роль и выполняет правила,
предписанные ею, но одновременно руководит игрой, учит действиям с игрушками.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что
купили в магазине и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему
возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка
становится неинтересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте
вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой,
проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке.
Создайте ребенку
спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть своя комната,
столик и стульчик для игр. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей
полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить
кукольную мебель и игрушки.
Книги, пластинки,
карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома.
Важно, чтобы
ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает,
что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет
обедать. Приучайте детей к порядку и бережливости. Просматривайте время от
времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите,
мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Конечно, детская
игрушка часто стоит недорого, ее можно заменить подобной, но помните, что со
старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Иное дело, если
ребенок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и
все члены семьи должны быть в этом единодушны. Общение с родителями, их
серьезное отношение к игре и игрушкам необходимы ребенку. Он будет чувствовать
причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт,
положительные эмоции.
Дорогие родители! Успехов вам в воспитании
ваших детей, незабываемых и интересных игр с ними! Пусть игрушки, которые
вы приобретаете для своих детей, приносят не только радость и удовольствие, но
и пользу для развития и воспитания вашего
ребенка!