12.11.2021
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Анализ ситуаций выбора ребенком куклы и игры с ней показывает, что игра в куклы- одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией , воображением, выдумкой.
Играя с куклами , ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.
Для современного ребенка кукла- это некий символический партнер для игры, объект эмоционального общения. Он привязывается к ней, вступает с во внешние символические отношения. Ребенок «оживляя» куклу, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта.
В 60-80-е годы у советских кукол был определенно детский облик игрушки и позволял ребенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из его детской жизни. Кукла Барби- символ XX века, самая интернациональная. Некоторые психологи положительно относятся к этой кукле и считают, что Барби способствует освоению такой важной части женской роли, как « красавицы».
Другие специалисты считают, что, обладая куклой Барби, девочка воображает себя не мамой, а горничной, ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом. У этой куклы чрезмерно большое количество вещей; очень выразительные пропорции, яркий макияж к ней прилагается дом с кукольной мебелью, и даже мужчина.
С лета 2001 года начался выпуск Bratz ( производное от английского слова, обозначающее «избалованные дети»). Bratz –это забавные куколки с большими головами и огромными глазами. Причем любая кукла этого бренда несет образ «модного» подростка. Эта кукла неудобна для игры, так как она мала для сюжетно-ролевой игры и велика для режиссерской.
Современные куклы для мальчиков все дальше отходят от облика человека и все больше приобретают черты животных или технических устройств. Человек –паук, человек-робот и прочие чудища все больше вытесняют обычных людей с человеческими чертами лица. Мальчишек привлекает в них то, что они обладают нечеловеческой ловкостью, силой. Монстры становятся образцом для подражания. Подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, не позволяют в игре ребенку выразить его внутренний мир.
Современные педагогические требования к образным игрушкам
Игрушка должна:
- расширять кругозор ребенка, знакомя его с предметами, природой и обществом, наукой и техникой, культурой;
- способствовать социализации ребенка, приобщению к общечеловеческим ценностям;
- вызывать добрые чувства к семье, людям, способствовать накоплению положительного нравственного опыта;
- побуждать ребенка к активной деятельности.
Психологические требования к образным игрушкам
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры;
- наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
Положительной влияние куклы на формирование личности
- кукла развивает в детях зарождающееся родительское чувство;
- кукла – не только для ребенка дочка или сынок, но и партнер по общению;
- кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку;
- кукла- объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка;
- через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества;
- кукла –посредник между взрослым и ребенком.
Негативное влияние куклы на формирование личности ребенка
- дорогие нарядные куклы, с которыми детям не разрешают манипулировать, формируют у детей высокомерие, хвастовство, завистливость;
- играя в куклы , дети могут копировать отрицательные черты – грубость, брань, насилие;
- заводные игрушки с одной стороны развивают познавательный интерес ребенка, с другой стороны – формируют пассивность, затрудняют развитие фантазии, не способствуют развитию игры.
От того, какими куклами и как будут играть современные дети, возможно, в большей степени зависит их будущее отношение к людям и к миру, их способность понимать ближнего и прежде всего - самого себя.