Роль куклы в нравственном воспитании детей

12.11.2021

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Анализ ситуаций выбора ребенком куклы и игры с ней показывает, что игра в куклы- одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией , воображением, выдумкой.

Играя с куклами , ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Для современного ребенка кукла- это некий символический партнер для игры, объект эмоционального общения. Он привязывается к ней, вступает с во внешние символические отношения. Ребенок «оживляя» куклу, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта.

В 60-80-е годы у советских кукол был определенно детский облик игрушки и позволял ребенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из его детской жизни. Кукла Барби- символ XX века, самая интернациональная. Некоторые психологи положительно относятся к этой кукле и считают, что Барби способствует освоению такой важной части женской роли, как « красавицы».

Другие специалисты считают, что, обладая куклой Барби, девочка воображает себя не мамой, а горничной, ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом. У этой куклы чрезмерно большое количество вещей; очень выразительные пропорции, яркий макияж к ней прилагается дом с кукольной мебелью, и даже мужчина.

С лета 2001 года начался выпуск Bratz ( производное от английского слова, обозначающее «избалованные дети»). Bratz –это забавные куколки с большими головами и огромными глазами. Причем любая кукла этого бренда несет образ «модного» подростка. Эта кукла неудобна для игры, так как она мала для сюжетно-ролевой игры и велика для режиссерской.

Современные куклы для мальчиков все дальше отходят от облика человека и все больше приобретают черты животных или технических устройств. Человек –паук, человек-робот и прочие чудища все больше вытесняют обычных людей с человеческими чертами лица. Мальчишек привлекает в них то, что они обладают нечеловеческой ловкостью, силой. Монстры становятся образцом для подражания. Подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, не позволяют в игре ребенку выразить его внутренний мир.

Современные педагогические требования к образным игрушкам

Игрушка должна:

- расширять кругозор ребенка, знакомя его с предметами, природой и обществом, наукой и техникой, культурой;

- способствовать социализации ребенка, приобщению к общечеловеческим ценностям;

- вызывать добрые чувства к семье, людям, способствовать накоплению положительного нравственного опыта;

- побуждать ребенка к активной деятельности.

Психологические требования к образным игрушкам

Игрушка не должна:Хочу такой сайт

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры;

- наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

Положительной влияние куклы на формирование личности

- кукла развивает в детях зарождающееся родительское чувство;

- кукла – не только для ребенка дочка или сынок, но и партнер по общению;

- кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку;

- кукла- объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка;

- через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества;

- кукла –посредник между взрослым и ребенком.

Негативное влияние куклы на формирование личности ребенка

- дорогие нарядные куклы, с которыми детям не разрешают манипулировать, формируют у детей высокомерие, хвастовство, завистливость;

- играя в куклы , дети могут копировать отрицательные черты – грубость, брань, насилие;

- заводные игрушки с одной стороны развивают познавательный интерес ребенка, с другой стороны – формируют пассивность, затрудняют развитие фантазии, не способствуют развитию игры.

От того, какими куклами и как будут играть современные дети, возможно, в большей степени зависит их будущее отношение к людям и к миру, их способность понимать ближнего и прежде всего - самого себя.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».