Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОО с семьей

15.01.2019

Построение единого информационного пространства «Детский сад-семья» в период адаптации детей к ДОУ

Мы живем в XXI веке, веке информации. Одним из самых значимых направлений в современном дошкольном образовании является использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологийИнформационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прежде всего позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм. Информационно-коммуникативные технологии предоставляют возможность делиться своими мнениями, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото. Все это является очень важным и в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ. Перед педагогом детского сада, освоившим компьютерные технологии, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только во взаимодействии они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. И детскому саду постоянно необходимо искать новые формы такого взаимодействия. Ведь современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Ситуацию можно изменить за счет включения семьи в единое информационно-образовательное пространство «Детский сад-семья».

Адаптация к дошкольному образовательному учреждению - сложный период, как для детей, так и для родителей. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому главная задача воспитателя в этот период - успокоить, прежде всего, взрослых. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Таким образом, прежде всего, необходимо сформировать доверие на уровне «педагог-родитель», расширить представление родителей о детском саде и своём ребёнке в коллективе сверстников. На основании всего этого в период привыканию к детскому саду (и в дальнейшем) возникает повышенная потребность в информации от дошкольного учреждения о жизни ребёнка в группе и его взаимодействии с педагогом, с другими детьми. Одним из путей решения этой проблемы как раз и служит единое информационное пространство.

Единое открытое информационно- образовательное пространство представляет собой особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплановое взаимодействие участников образовательного процесса родители-ребенок-педагоги.

Практика показывает, что очень часто одной из причин успешной адаптации малыша к новым условиям является готовность родителей осознанно совершить этот шаг – отдать ребёнка в ясли или детский сад. Но далеко не всегда эта готовность сформирована даже у зрелых родителей. Поэтому параллельно с адаптацией ребёнка необходимо помогать и родителям пройти этот кризисный временной промежуток. Из опыта работы продуктивным является следующий алгоритм:

1. Первичная общая встреча с родителями вновь поступающих детей; Форма работы, выбранная нами, родительское собрание, которое проводится обычно вначале мая, т. е. за 3 месяца до поступления ребенка в детский сад. Списки детей в Комитете образования к этому времени готовы, и мы приглашаем родителей. Посещаемость, обычно, бывает 99-100% родителей. Настроение родителей в начале собрания – настороженное. Ведь им предстоит отдать своих детей в «чужие руки». Зато расстаемся мы уже «родными, своими» людьми, у которых общая забота – наши дети. Решается вопрос психологической готовности родителей (доверие, информированность).

На первой общей встрече обычно присутствуют заведующая,  воспитатели младших групп. Знакомство с нашим детским садом у молодых родителей, чьи дети еще не посещают дошкольное учреждение, начинается с презентации «Наш детский сад».

Это позволяет молодым родителям составить представление о дошкольном учреждении: о его среде, психолого-педагогических кадрах, направлениях воспитательной деятельности – и дает возможность в дальнейшем определить, насколько это соответствует их стремлениям и потребностям в отношении развития и воспитания ребенка.

Анкетирование позволяет родителям, отвечая на вопросы, задумываясь над ответами, увидеть пусть не проблему, но слабое место готовности своего ребенка к детскому саду. Анкеты обрабатываются, передаются для проработки воспитателям. Вопросы анкеты позволяют, уже принимая ребенка, знать о нем многое, что позволит грамотно строить общение и работу. Такая заинтересованность отражается на психологической готовности родителей, росте доверия к детскому саду. Главное – у всех родителей есть время поправить ситуацию. Анкетирование также позволяет выявить интересы малыша, узнать чем и как его можно отвлечь, развлечь, пристрастия в еде, каким ласковым именем его называют дома, как любит засыпать. Всё это помогает быстрее подобрать правильные методы помощи адаптации малыша к детскому саду. Важно знать, какие требования предъявляются к ребёнку в семье, его любимые занятия и игрушки, как и чем его можно отвлечь, умениями малыша, которыми мама гордиться, или наоборот исправить какой-то недостаток. Наказывают ли дома ребёнка, и как. Также необходимы сведения о составе семьи и ближайших родственниках, часто контактирующих с ребёнком. Ведь это может стать темой разговора с малышом в повседневной жизни.

Основная часть собрания – психолого-педагогические рекомендации. Родителям даётся объяснение о том, что необходимо знать особенности поведения детей в первые дни посещения яслей.

В конце собрания каждый родитель получает памятку – буклет (прилагается, в которой имеются:

Информация о сотрудниках, телефоны, электронную почту воспитателей, адрес сайта детского сада. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет https://5topolekkolund.tvoysadik.ru/предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Советы педагога о том, как грамотно подготовить ребенка к детскому саду.

Советы родителям о правильном поведении во время адаптации.

2. В августе происходит вторичная индивидуальная встреча с родителями (одним из них);

3. В период адаптации детей к детскому саду ведутся ежедневные наблюдение вновь поступивших детей и фиксация наблюдений (карта адаптации);

ежедневное общение-консультирование воспитателей первой младшей группы;

организация информационного «круглого стола» для родителей вновь поступивших детей;

через 3-4 недели очередная индивидуальная встреча с родителями для обмена информацией и получения обратной связи.

4. Через несколько месяцев проводится родительское собрание «Итоги адаптации», на котором предоставляется видео и фотоотчёт об адаптационном периоде.

На протяжении всего периода адаптации ведётся консультативная работа (возрастные особенности детей, кризис 3х лет, чего боятся дети и т. п.). Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей в приёмной и на своёй страничке на сайте. Творческое использование этих двух форм работы вместе позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.Хочу такой сайт

Чтобы систематизировать содержание, можно расположить материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время их сменяемости. Так, в разделе «Чем мы занимаемся» кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы. На сайте выкладываются фотографии этих работ. Материалы раздела сменяются ежеквартально.

В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих мероприятий примут родители, что и к какому числу нужно приготовить ребенку (например подготовка к празднику). Материал этого раздела можно обновлять раз в месяц.

Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций целесообразно соотносить с тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе. В этом же разделе можно освещать лучший опыт семейного воспитания. Материалы этого раздела меняются раз в 2—3 месяца.

Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», предоставляющий ежедневные фотографии детей и рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились делать. Какая образовательная задача решается на неделе. Таким образом, весь материал уголка в группе и на страничке группы на сайте раз в квартал заменяется полностью.

Сложившаяся система работы по сопровождению детей и родителей в период адаптации и в дальнейшем способствует тому, что количество детей, проходящих период адаптации в легкой форме, увеличилось. Процент детей с нарушением состояния здоровья, вызванный адаптацией к дошкольному учреждению, значительно уменьшился.

В своей работе в период адаптации и первого года посещения ребёнком дошкольного учереждения мы используем следующие ИКТ-методы взаимодействия с родителями:

- на родительских собраниях фото и видеоотчёты о повседневной жизни детей в группе, различные консультации с наглядностью

- оформление группового уголка и своей странички на сайте детского сада;

- общение воспитателя с родителями в социальных сетях  в Контакте по телефону, электронной почте.

Взаимодействие субъектов единого открытого информационно-образовательного пространства характеризуется динамичным развитием, а также большим потенциалом для сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивает позитивное изменение всех участников.

Созданная система работы в адаптационный период позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, с помощью использования информационно-коммуникативных технологий.

Таким образом, можно выделить преимущества использования информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с родителями:

- обеспечение диалога воспитателя и родителей;

- индивидуальный подход к родителям детей;

- активное использование педагогами новых технологий в работе, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей;

- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, информацию родителям;

- оперативное получение информации;

- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой.

- активное участие родителей в жизни детского сада (регулярное посещение мероприятий, участие родителей в реализации проектов по благоустройству участков и оформлению групп ДОУ и т. д.)

- деятельность родителей по пропаганде и рекламе деятельности ДОУ в микрорайоне;

- наличие положительных отзывов о работе ДОУ.

Родители, реально и виртуально знакомясь с жизнью группы, видя усилия педагогов, направленные на воспитание и обучение их детей, сами начинают принимать активное участие в этом процессе. Доверие к педагогу рождает уверенность в том, что ребёнок находится в надёжных, профессиональных руках; это передаётся и ребёнку, и он с хорошим настроением идёт в детский сад, успешно адаптируется и социализируется в своём первом обществе.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам-дошкольникам быть в курсе актуальных тенденций развития педагогической мысли, повышать собственную квалификацию, строить взаимодействие с субъектами воспитательно-образовательного процесса единое информационное пространство, что положительно отражается на качестве воспитательно-образовательного процесса

Детский сад и семья в едином образовательном пространстве.pdf (скачать) (посмотреть)
Наличие единого информационного пространства .pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».