Вариативность развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение « Колундаевский детский сад №5
«Тополек »

Вариативность развивающей предметно-пространственной среды в
ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Автор: воспитатель
Федосова Елена Петровна

х. Колундаевский
2020

Согласно ФГОСДО содержание ОП должно обеспечивать развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
и охватывать следующие структурные единицы, представляющие
определѐнные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное;
Познавательное;
Речевое;
Художественно-эстетическое;
Физическое.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной
области могут реализовываться на основе потенциала развивающей
предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.
Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек,
материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно
осуществление специфических видов детской деятельности.
Создаваемая среда должна удовлетворять потребности в отобразительной
и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное
интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств
и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов
игровой деятельности, еѐ активных творцов.
Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы
обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или
иной образовательной области, в том числе на интегративной основе.
В группе д/с должна быть создана оптимально насыщенная
многофункциональная
среда,
предоставляющая
возможности
для
организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования
игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки
необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли
взять необходимое и также легко убрать всѐ на место после завершения игры.
Игрушки должны быть подобраны с учѐтом возраста, пола, интересов детей,
иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические
ценности и идеалы.
При наполнении развивающей среды необходимо использовать как
традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит
создать
вариативную,
многофункциональную
среду,
отвечающую
требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический
опыт организации деятельности дошкольников.

При наполнении развивающей среды также крайне важно правильно
определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В
письме Минобразования России от 17.05.1995 «О психолого-педагогических

требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» прописано, что
игрушки должны обладать следующими качествами:
Полифункциональность;
Возможность применения игрушек в совместной деятельности;
Дидактические качества;
Принадлежность к изделиям художественных промыслов.
Согласно ФГОСДО одна из важнейших характеристик развивающей
предметно-пространственной среды – вариативность – предполагает наличие
в ДОУ или группе различных пространств, разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
При организации вариативной развивающей среды следует учитывать
следующие факторы:
Возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства;
Особенности развития игровой деятельности детей;
Скачкообразность и неравномерность в развитии ребѐнка;
Особенности контингента детей группы;
Специфика педагогических задач в тот или иной период;
Особенности индивидуального стиля деятельности педагога
группы.
Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счѐт
включения в «традиционную предметную среду» дополнительных элементов
или схем еѐ организации, реализуемых в рамках педагогических систем,
получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике ДО.
Подобные
системы
представлены
педагогическими
зарубежными
концепциями, например, М.Монтессори, Ф.Фребеля, Р.Штайнера, а также
отечественными – М.Н.Поляковой, Н.М.Крыловой, Н.А.Коротковой,
Т.Н.Дороновой и т.д.
Основные принципы, которыми предлагают руководствоваться авторы при
построении среды, - полифункциональность, трансформируемость,
вариативность пространства, что соответствует положениям ФГОСДО.
Таким образом, вариативность среды можно обеспечить на основе знания
положений существующих концептов развивающей среды и еѐ обновления, а
также гибкого использования собственного педагогического опыта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».