Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Колундаевский детский сад №5 «Тополек » Вариативность развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО Автор: воспитатель Федосова Елена Петровна х. Колундаевский 2020 Согласно ФГОСДО содержание ОП должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определѐнные направления развития и образования детей: Социально-коммуникативное; Познавательное; Речевое; Художественно-эстетическое; Физическое. Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Создаваемая среда должна удовлетворять потребности в отобразительной и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, еѐ активных творцов. Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе на интегративной основе. В группе д/с должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли взять необходимое и также легко убрать всѐ на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учѐтом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы. При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников. При наполнении развивающей среды также крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В письме Минобразования России от 17.05.1995 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» прописано, что игрушки должны обладать следующими качествами: Полифункциональность; Возможность применения игрушек в совместной деятельности; Дидактические качества; Принадлежность к изделиям художественных промыслов. Согласно ФГОСДО одна из важнейших характеристик развивающей предметно-пространственной среды – вариативность – предполагает наличие в ДОУ или группе различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. При организации вариативной развивающей среды следует учитывать следующие факторы: Возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства; Особенности развития игровой деятельности детей; Скачкообразность и неравномерность в развитии ребѐнка; Особенности контингента детей группы; Специфика педагогических задач в тот или иной период; Особенности индивидуального стиля деятельности педагога группы. Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счѐт включения в «традиционную предметную среду» дополнительных элементов или схем еѐ организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике ДО. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М.Монтессори, Ф.Фребеля, Р.Штайнера, а также отечественными – М.Н.Поляковой, Н.М.Крыловой, Н.А.Коротковой, Т.Н.Дороновой и т.д. Основные принципы, которыми предлагают руководствоваться авторы при построении среды, - полифункциональность, трансформируемость, вариативность пространства, что соответствует положениям ФГОСДО. Таким образом, вариативность среды можно обеспечить на основе знания положений существующих концептов развивающей среды и еѐ обновления, а также гибкого использования собственного педагогического опыта.