Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Программы, разработана в соответствии с Федеральной программой воспитания (п.29) раздела III «Содержательного раздела ФОП ДО», раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России). Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, содержание которых представлено в таблице 1 цитированием содержания и указанием ссылок на соответствующие разделы и страницы текста Федеральной рабочей программы воспитания ФОП ДО. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РПВ (п. 29.2. ФОП ДО) Согласно п. 29.2 ФОП ДО, общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Согласно п. 29.2.1.2. ФОП ДО Задачами воспитания в ДОО являются: 1) содействие развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствование становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создание условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществление поддержки позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Согласно п. 29.2.2. ФОП ДО в РПВ выделены следующие направления воспитания: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Содействовать формированию у ребёнка Родина и природа личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. СОДЕРЖАНИЕ Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом). ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Формирование способности к духовному Жизнь, милосердие, добро развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. СОДЕРЖАНИЕ Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно- смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Формирование ценностного отношения детей к Семья, дружба, человек и семье, другому человеку, развитие дружелюбия, сотрудничество умения находить общий язык с другими людьми. СОДЕРЖАНИЕ Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Формирование ценности познания. Познание СОДЕРЖАНИЕ Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. ФИЗИЧЕСКОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ Формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. ЦЕННОСТИ Жизнь и здоровье СОДЕРЖАНИЕ Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. ЦЕННОСТИ Труд СОДЕРЖАНИЕ Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ Способствовать становлению ценностного отношения к красоте. у ребёнка ЦЕННОСТИ Культура, красота СОДЕРЖАНИЕ Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. Целевые ориентиры воспитания (п. 29.2.3. ФОП ДО) Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам). Направление Ценности Целевые ориентиры воспитания Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому Духовно Жизнь, Способный понять и принять, что такое нравственное милосердие, добро «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту. Социальное Человек, семья, Испытывающий чувство удовольствия в дружба, случае одобрения и чувство огорчения в сотрудничество случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Познавательное Познание Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. Физическое и Здоровье, жизнь Понимающий ценность жизни и здоровья, оздоровительное владеющий основными способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Трудовое Труд Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). Эстетическое Культура и красота Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем Направление воспитания Ценности Целевые ориентиры мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и другое). Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы Направление Ценности Целевые ориентиры воспитания Любящий свою малую родину и имеющий Патриотическое Родина, природа представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Духовно Жизнь, Различающий основные проявления добра и нравственное милосердие, добро зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Социальное Человек, семья, Проявляющий ответственность за свои дружба, действия и поведение; принимающий и сотрудничество уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Познавательное Познание Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. Физическое и Здоровье, жизнь Понимающий ценность жизни, владеющий оздоровительное основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к Направление воспитания Ценности Трудовое Труд Эстетическое Культура и красота Целевые ориентиры сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РПВ (п. 29.3. ФОП ДО): Уклад ДОО (п. 29.3.1 ФОП ДО): - Цель и смысл деятельности ДОО, её миссия: ДОО считает своей миссией, целью и смыслом - обеспечение разностороннего развития каждого воспитанника, с учетом государственной политики. - Принципы жизни и воспитания в ДОО: жизнь в ДОО выстроена на уважении, доверии, принятии ребенка таким, какой он есть. Считаем важным выделить - принцип следования нравственному примеру и воспитание через призму безопасности и безопасного поведения, т.е. защищенность интересов личности от внутренних и внешних угроз; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого, на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. - Отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОО: ДОО выстраивает работу с родителями, с учетом положительного эмоционального настроя педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. ДОО создает условия для формирования у родителей уверенности в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие. С партнерами ДОО выстраивает взаимовыгодное сотрудничество применяя принцип полисубъектности. - Ключевые правила ДОО: коллектив ввел правило «отказа» от запрета на посильное участие детей в ситуациях самообслуживания - детская общность является полноправным участником воспитательного процесса; детской общностью разработаны правила и нормы поведения в группах в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; важным правилом является соблюдение положения о педагогической этике всем персоналом ДОО; - Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО: традиции и ритуалы подробно описаны в п. 2.3. Программы; особые нормы этикета - одна, из устоявшихся особых норм это проявление интереса коллективом к дальнейшей жизни выбывших воспитанников. Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО: на входе в ДОО расположен информационный стенд для ознакомления родителей с важной информацией ДОО; в здании расположены стенды патриотического характера, подчеркивающие важность текущего направления в том числе направления государственной политики; на фасаде ДОО расположен флага РФ. Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности): ДОО посещают семьи и работают люди разных национальностей все участники образовательных отношений толерантно относятся к друг другу, уважают культуру и традиции всех народов. Воспитывающая среда ДОО (п. 29.3.2 ФОП ДО): Условия для Распределение ролей в группе, знакомство с образами формирования дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами эмоциональносотрудничества и взаимопомощи людей в различных ценностного отношения видах деятельности. ребёнка к окружающему Проявление милосердия и заботы о младших и слабых миру, другим людям, себе членах группы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. Воспитание навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма Условия для обретения Воспитание морально-волевых качеств (честности, ребёнком первичного решительности, смелости, настойчивости и др.). опыта деятельности и Поддержание у детей желания помогать малышам поступка в соответствии с безопасно вести себя в помещении и на прогулке, традиционными бережно относиться к ним. ценностями российского Воспитание привычки к доступному для ребенка общества напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи. Приучение ребенка к поддержанию элементарного порядка в окружающей обстановке, поощрение трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Условия для становления Поощрение проявления ребенком самостоятельности, самостоятельности, позиции «Я сам!». инициативности и Посильное участие детей в ситуациях творческого самообслуживания. взаимодействия в разных детско-взрослых и детско- детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество Поддержание стремления к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. Общности ДОО (п. 29.3.3. ФОП ДО): В ДОО выделяются следующие общности: Педагог - дети, Родители (законные представители) - ребёнок (дети), Педагог - родители (законные представители). Дети-дети Педагог-педагог Родители (законные представители) – родители (законные представители) профессиональное сообщества Ценности и цели: Особенности организации общностей и их роль в процессе воспитания детей - цель: взаимодействие на профессиональные темы, постоянный обмен знаниями, который обеспечивает личный и профессиональный рост. - ценности: 1. общегуманистические социальные ценности (гражданственность, любовь к людям, интеллигентность, духовность) 2. профессиональная идентичность с профессиональной общностью на основе принятия им содержательных аспектов деятельности по формированию и развитию личности ребенка и требований к их выполнению, а также сложившихся профессиональных норм и правил, стиля мышления, образцов социального поведения; - в ДОО существуют: педагогический совет, творческие и рабочие группы, все сообщества формируются с учетом необходимости обеспечения образовательного процесса, а так же на основе собственных интересов и инициатив; профессиональнородительское сообщества - цель: объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в МБДОУ, включение родителей в образовательный процесс. - ценности: 1. уважение друг к другу; 2. здоровьесбережение и безопасность детей; 3. создание единого пространства для воспитания ребенка. - в ДОО существуют: Совет родителей, родительские комитеты, все сообщества формируются с учетом необходимости обеспечения образовательного процесса, а так же на основе собственных интересов и инициатив; детско-взрослой общности - цель: создание общего пространства взаимоуважения, отзывчивости, щедрости, доброжелательности, общения -ценности: сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются - роль в процессе: педагоги, а также другие сотрудники, являются примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей - роль в процессе: ребенком и становятся совместное обсуждение его собственными. воспитывающими взрослыми особенностей ребенка и дальнейшее создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Важным является взаимопомощь старших детей младшим во время проведения общих мероприятий и на прогулочных участках в повседневной жизни. Отношения с младшими - это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Задачи воспитания ДОО (п. 29.3.4. ФОП ДО): Интегрированы в каждую образовательную область и отражены в п 2.1 Программы. Формы совместной деятельности в образовательной организации. (п. 29.3.5. ФОП ДО): Работа с родителями (законными представителями) (п. 29.3.5.1. ФОП ДО): Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО. Для реализации РПВ используются формы сотрудничества с семьями воспитанников, описанные в п. 2.5 Программы. События ДОО (п. 29.3.5.2. ФОП ДО): Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для создания значимого события и раскрытия ценностей воспитания, педагогами ДОО создаются условия позволяющие принять ребенком ценности согласно его возрастных особенностей. В ДОО используются проекты, праздники, общие дела, прогулка, режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее), свободная игра, свободная деятельность детей. Событийные мероприятия носящие воспитательную направленность и реализуются согласно годовому и календарному плану воспитательной работы. Проектирование воспитательных событий в ДОО возможно также в следующих формах: «Проекты воспитательной направленности» Проекты (месяца, недели, дня) разнообразны по тематике, содержанию, организационным формам, при этом каждый проект ориентирован на ценность -доминанту. Презентации проектов воспитательной направленности проводятся согласно запланированным мероприятиям в годовом плане. Гибко включаются педагогом в различные образовательные ситуации, в игровую и другие деятельности детей. Общие дела или «Коллективное творческое дело» Коллективное творческое дело (КТД) – это форма совместной работы, которая направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей, реализацию коммуникативных потребностей, создание положительного эмоционального настроя, сплочение коллектива. В основе лежит три основные идеи: коллективное (совместная работа взрослых и детей); творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых); дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни). КТД организуется через такие формы работы, как: познавательные дела («Мы познаем мир», КВН, аукцион-знаний и др.); трудовые дела (трудовой десант, субботники, акции и др.); художественные дела («Литературные вечера», мини-концерты и др.) экологические дела («эко-субботники», акции и др.) «Утренние и вечерние круги» «Утренний круг» - это начало и завершение дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, настроиться на «работу», поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы и договориться о правилах. Проводят его в начале дня. «Вечерний круг» проводится в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Это помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Проводят его перед вечерней прогулкой. «Свободная игра» Свободная или самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Это деятельность, которая не является обучающей, не направлена на решение практических задач, которая определяется ребёнком по своему усмотрению (желанию, инициативе). Игры с конструкторами, машинками, куклами и другими игрушками, игры на игровой площадке, сюжетно-ролевые игры, творческая деятельность без каких-либо заданий - раскраски, рисунки, лепка и др. «Творческие соревнования». Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий. Творческие соревнования - способствуют художественно - эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки. Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах. ГБДОУ проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы детского сада. Весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования обговаривается с родителями, тем самым педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. «Праздники и фольклорные мероприятия» Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков. Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, они позволяют родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники в ясельных группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже не допускается. ГБДОУ организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы детского сада. Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями. При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы детского сада. «Физкультурные мероприятия» Физкультурные мероприятия в детском саду – это всегда долгожданное событие для дошкольников. В увлекательной, наглядно – практической форме они развивают интерес ребёнка к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни. Физкультурные мероприятия в ДОУ представлены физкультурными праздниками, развлечениями, досугами. Их проведение стало традиционным. Форма и тема определяются календарным планом воспитательной работы ДОУ. Физкультурнооздоровительная работа включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе. Физкультурно - оздоровительная работа в детском саду строится на принципах развивающей педагоги. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Технология «Клубный час» Данное воспитательное событие мы рассматриваем как потенциальную «точку роста», как одну из эффективных форм позитивной социализации, развития самостоятельности и инициативности дошкольников. Данная инновационная технология, позволяет детям находятся в менее регламентированных условиях, относительно свободно, по собственному интересу и желанию выбирать деятельность. Мероприятия постоянного (ежедневного, режимного) характера гибко включаются педагогом в различные образовательные ситуации, в игровую и другие деятельности детей. Совместная деятельность в образовательных ситуациях (п. 29.3.5.2.3. ФОП ДО): К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОО относятся: ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное), экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок; игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд). Все указанные образовательные ситуации обеспечивают образовательный процесс и носят ярко выраженный воспитательный характер. Организация предметно-пространственной среды (п. 29.3.6. ФОП ДО): Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды в ДОУ предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: В ДОО имеются: - знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО (флаги: России, Санкт-Петербурга; гербы: России, Санкт-Петербурга); - компоненты среды, отражающие региональные этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО (куклы в русских народных костюмах); - компоненты среды, отражающие экологичность, природо-сообразность и безопасность (информационные стенды, пункт сбора вторсырья, уголок эколят-дошколят на территории сада, пункт сбора пластиковых крышек и батареек); - компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности (групповые и уличные центры активности подробно описаны в материально-техническом разделе программы); - компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей (фотоальбом: «Наша дружная семья»; галерея «Спасибо прадеду и деду за победу»); - компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира (карты мира, центры научно естественной направленности подробно описаны в материальнотехническом разделе программы); - компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта (центры двигательной активности на групповых участках); - компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа (настольная игра: «Народы России»); - компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства (на уличных участках организованы центры труда; в групповых участках уголки дежурства); При выборе материалов и игрушек для ППС ДОО ориентируется на продукцию отечественных и территориальных производителей. Социальное партнерство (п. 29.3.7. ФОП ДО) Реализация воспитательного потенциала социального партнерства в ДОО предусматривает: участие представителей партнеров в образовательной деятельности и мероприятиях ДОО; проведение различных мероприятий на базе организаций-партнеров. Все мероприятия носят воспитательную направленность и реализуются согласно годовому и календарному плану воспитательной работы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РПВ (п. 29.4. ФОП ДО) Кадровое обеспечение (п. 29.4.1. ФОП ДО) В ДОО приняты следующие решения по разделению функционала, связанного осуществление воспитательной деятельности: Функция Должность ответственного Старший воспитатель, планирование, организация, реализация, обеспечение педагог-психолог, воспитательной деятельности музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели Старший воспитатель, повышение квалификации педагогов ДОУ в сфере заведующий воспитания Педагог-психолог, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в музыкальный руководитель, том числе с ОВЗ и других категорий инструктор по физической культуре, воспитатели Старший воспитатель, привлечение специалистов других организаций заведующий (образовательных, социальных, правоохранительных и других) к воспитательной деятельности Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации на разных уровнях: Заведующий: управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОО; создает условия, позволяющие педагогическому составу эффективно реализовать воспитательную деятельность; проводит анализ итогов воспитательной работы в ДОО; обеспечивает повышение квалификации педагогических работников ОО по вопросам воспитания. утверждает воспитательную деятельность в ДОО, включая календарный план воспитательной работы; регулирование воспитательной деятельности в ДОО; контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в ДОО. Старший воспитатель: организация воспитательного процесса в ДОО; разработка необходимых для организации воспитательной деятельности в ДОО нормативных документов (положений, инструкций, должностных и функциональных обязанностей, проектов и плана воспитательной работы и др.); планирование работы в организации воспитательной деятельности как на группах так и во всем пространстве детского сада; организация эффективной практической работы в ДОО в соответствии с календарным планом воспитательной работы; проведение мониторинга состояния воспитательной деятельности в ДОО совместно с Педагогическим советом; организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов для совершенствования их психолого-педагогической и воспитательных компетентностей-проведение анализа и контроля воспитательной деятельности, распространение передового опыта других образовательных организаций; формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных воспитательных и социально значимых проектов; наполнение и обновление сайта ДОО информацией о воспитательной деятельности; организационно-координационная работа по проведению общественных воспитательных событий на уровне ДОУ; участие в районных и городских, конкурсах и т.д.; организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив; создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры; развитие сотрудничества с социальными партнерами; стимулирование мотивации к активной воспитательной деятельности педагогов; организация сетевого взаимодействия социальных институтов города, подготовка договоров. Педагоги (воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физической культуре): обеспечение деятельности детей творчеством, физической культурой; формирование у дошкольников активной гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОО; организация работы по формированию общей культуры личности воспитанников; внедрение здорового образа жизни; внедрение в практику воспитательной деятельности новых технологий взаимодействия и сотрудничества с детьми; организация участия воспитанников в событиях и мероприятиях, проводимых районными, городскими и другими структурами в рамках воспитательной деятельности. Нормативно-методическое обеспечение (п. 29.4.2. ФОП ДО) Для реализации РПВ в ДОО используется практическое руководство «Воспитателю о воспитании», представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе институтвоспитания.рф Требования к условиям работы с особыми категориями детей (п. 29.4.3. ФОП ДО) ДОО готово принять любого ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. В ДОО созданы особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с ООП, в ДОО нет категории детей с ОВЗ, детей с инвалидностью, – при появлении ребенка, имеющего статус подтвержденный документально для него создаются равнозначные условия с учетом его индивидуальности: 1) возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; 2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; 3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; 4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; 5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Для достижения наибольшего результата поставленных целей и задач в рабочей Программе воспитания деятельность детского сада в части, формируемой осуществляется в рамках воспитательной работы в представленном едином механизме сотрудничества педагогов с родителями и признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей как в обязательной, так и в вариативной части Программы воспитания. Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год № Дата п/п Воспитательное событие Формы организации образовательного процесса в разных возрастных группах Первая младшая Вторая младшая Средняя группа Старшая группа группа группа СЕНТЯБРЬ День радостных встреч -праздник: «Наш детский сад!»; «Здравствуйте, это я!», «Наша -акция «Внимание дети!» группа» Подготовительная к школе группа 1 1 сентября День знаний 2 27 сентября Международный день туризма 3 27 сентября День воспитателя Выполнение коллективной Беседа о труде дошкольных работников. Экскурсия по саду и всех открытки-поздравления для «Кто работает в нашем саду» дошкольных дошкольных работников работников Поход-экскурсии детского сада по участку Поход-экскурсия по территории детского сада «По родному краю с рюкзаком шагаю» ОКТЯБРЬ Международный Подготовка и изготовление Беседа с детьми: «Старость нужно уважать», «Мои любимые день пожилых поздравительных открыток для бабушка и дедушка» людей дедушек и бабушек 4 1 октября 5 1 октября Международный день музыки 6 4 октября День защиты Беседа «Правила безопасного Беседа «Правила безопасного поведения с домашними животных поведения с домашними животными» животными» Просмотр познавательных фильмов «Животные родного края», Чтение художественных произведений: В. Бианки «Купание медвежат» Музыкальное развлечение «Споем друзья» 7 5 октября День учителя Викторина «Умники и умницы. Хочу все знать» 8 16 октября Всемирный день Беседы в режимные моменты о хлеба бережном отношении к хлебу. Дидактическая игра «Путешествие хлебного зёрнышка» Тематический день «Хлеб всему голова» Беседа с просмотром презентации «Как хлеб на стол пришёл» 9 третье День отца воскресенье России октября 10 3 ноября 11 4 ноября в Беседы с детьми о папах Общее панно-коллаж «Наши папы лучше всех» Проектная деятельность по теме «Скоро в школу» «Хлеб – это жизнь». Беседа с использованием фотовидеоматериалов о блокадном Ленинграде, хлебных пайках во время ВОв. Беседы с детьми о папах + изготовление подарков Спортивные соревнования пап «Мой папа лучше всех» (средние группы) НОЯБРЬ День С. Я. Час произведений С.Я. Маршака Час произведений С.Я. Маршака (посещение библиотеки) Маршака (чтение художественных Беседы с детьми о С.Я. Маршаке, о его творчестве произведений писателя) Выставка детских рисунков «Любимые герои сказок и стихов Маршака» Конкурс чтецов «Путешествие по страничкам произведений С.Я. Маршака» День народного Стихи о Родине, загадки о символах страны (березка, Рассматривание фото, репродукций картин, единства матрешка…), рассматривание иллюстраций по теме– иллюстраций на тему: «Дружба народов ср. гр. разных национальностей», «Национальные обычаи народов», «Русский народный костюм». Рассматривание альбома «Символика страны» Игра-викторина «Мы – патриоты» Спортивное развлечение (подвижные игры народов России); 12 10 ноября День сотрудников Беседа «Наша полиция» с опорой на Тематическое занятие ко дню полиции «Поможем Емеле органов иллюстрации получить права» внутренних дел 13 13 ноября 14 18 ноября 15 21 ноября 16 30 ноября Всемирный день Беседа на тему «Что такое дружба», стихи, песни о дружбе доброты Эстафеты «Дружба крепкая» (парами, тройками, подгруппами) Праздник обнимашек День рождения Рассматривание Конструктивная Дидактическая игра «Пожелания Деду Морозу» Деда Мороза коллекции деятельность Мастерим «Подарки для Деда Мороза» открыток с «Дом Деда -Дидактическая игра «Вспомни и назови сказки, в которых изображением Мороза» можно встретить Деда Мороза» Деда Мороза, (составление из Снегурочки, разных видов сказочных конструктора) героев. Всемирный день Просмотр любимых мультфильмов. Беседы по Беседа с опорой на Мини-проект «Мы – телевидения содержанию. презентацию «Кто мультипликаторы: там, в телевизоре?» выбор сюжета, лепка (знакомство с героев, участие в профессиями) съёмке. Государственного Знакомство с «Наука «Геральдика» герба Российской Гербом России: Беседа о геральдике как науке, знакомство с различными гербами (города, рода, Федерации рассказ страны и т.д.). педагога, рассматривание Беседа о Гербе России, его значении для граждан страны и его использовании. иллюстраций. 17 30 ноября Всемирный День домашних питомцев Чтение сказок о домашних Беседа о заботе о домашних питомцах- Мини-проект «За питомцах Путешествие в страну домашних кого мы в ответе» Беседа о заботе о домашних животных (видеоролики, презентации, Фотовыставка питомцах беседы) домашних животных Пение песенок о домашних Беседа о заботе о животных домашних питомцах в Выставка творческих работ ко Дню Матери «Вместе с мамой: творим, рисуем, мастерим». Песни про маму, совместные развлечения с мамами, детские сюжетно-ролевые игры 18 последнее День матери воскресенье России ноября 19 3 декабря День неизвестного солдата 20 3 декабря Международный день инвалидов Беседы «Люди так не делятся...», «Если добрый ты...» 21 5 декабря День добровольца (волонтера) в России Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», «День добрых дел» - оказание посильной помощи мл. воспитателю 22 8 декабря Международный день художника Беседы «Кто такой художник», «Что нужно художнику» Творческая мастерская «Наши руки не для скуки» 23 12 декабря День Конституции ДЕКАБРЬ Тематические занятия с использованием ИКТ (презентации, видео по теме), рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по теме. Беседы «Люди так не делятся...», «Если добрый ты...» Просмотр и обсуждение мультфильма «Цветик–семицветик» Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», Кто такие волонтеры». «День добрых дел» — оказание помощи малышам в одевании, раздевании Создание лепбука «Дружба»; Принятие детей в ряды волонтерского движения «Дошколятаэколята» (праздник) Акция - трудовой десант «Расчистка участков от снега» (поможем дворнику) Беседы «Творческая профессия – художник» Выставка работ известных художников родного города, страны. Галерея юных художников Виртуальная экскурсия в музей «Права и Беседа о Праздник Конституции РТ и ребёнка» обязанности». Беседа по РФ. «Права Российской Федерации 24 31 декабря 25 7 января 26 11 января 27 8 февраля 28 15 февраля 29 15-20 февраля 21 февраля 30 итогам чтения художественной литературы. Новый год Праздники «Новый год у ворот», «В гостях у Деда Мороза» Трудовая акция «Украсим группу и прогулочный участок» - мастерская Деда Мороза Выставки творческих работ сделанных совместно с родителями ЯНВАРЬ Рождество Знакомство с традицией празднования Рождества в России: происхождение праздника, народные гулянья – колядки, песни и др – через разучивание народных игр, стихов (фольклор), просмотр презентаций и видео, слушание музыкального материала. Международный Беседы «Уроки вежливости», «Вежливые слова», «Спасибо на разных языках» день «Спасибо» «Вежливые сказки» ФЕВРАЛЬ День российской Познавательно-игровое развлечение Тематическая неделя «Путешествие в страну Науки» «Путешествие в мир опытов» науки Опыты и эксперименты «Юные химики» Просмотр мультфильмов: «Фиксики» День памяти о Беседы «Кто такие воины -интернационалисты», «Границы россиянах, нашей Родины. А что за ними?» исполнявших Просмотр презентаций, видео по теме. служебный долг за пределами Отечества Масленица Фольклорное развлечение «Широкая Масленица» Заклички, народные подвижные игры Встречай Масленицу! Международный Девиз дня: «Богат и красив наш русский язык» (сопровождение всех режимных моментов день родного произведениями устного народного творчества) языка «Познание»: «Мы — россияне, наш язык— русский» (средние, старшие и подготовительные гр.) «Ярмарка» (традиции русского народа, народные игры) (средние, старшие и подготовительные гр.) 31 23 февраля День защитника Ситуации общения «Папа может, Отечества папа может», Оформление фотовыставки «Наши папы» Вручение подарков папам, сделанных своими руками 32 8 марта Международный женский день 33 27 марта Всемирный день театра 34 1 апреля Международный день птиц 35 6 апреля Международный день спорта Беседа «Военные профессии», «Крепки и сильны русские богатыри». Праздник «День защитника Отечества» Выставка творческих работ «Наши папы удалые» спортивный праздник (с участием пап); МАРТ Праздничные концерты, посвященные международному женскому дню Цикл бесед о маме, бабушке, сестре, девочках, семье Творческие мастерские «Подарок для мамочки». выставка рисунков («Моя мама», «Моя бабушка», «Любимая сестрёнка») Неделя театра (показ разных видов театра) Фестиваль театрализованных представлений по произведениям С.В. Михалкова АПРЕЛЬ -Беседа о птицах Акция «С каждого по зернышку» -чтение «Птичка», (не разорять (изготовление корма для птиц «Козинаки») Берестов В.Д. гнезда, не брать в «Курица с руки выпавшего циплятами» птенца) -Чтение Л.Н.Толстого «Птица свила гнездо» Беседа о спорте. Раскрашивание «Виды спорта» Спортивное развлечение. Рассматривание иллюстраций о спорте. Беседа «Спорт – это жизнь» Спортивные развлечения. Викторины «Какой вид спорта» Рассказы детей «Я занимаюсь спортом» (из личного опыта) 36 12 апреля 37 1 мая 38 3 мая 39 4 мая 40 9 мая День космонавтики Чтение стихов и произведений о космосе, просмотр иллюстраций Подвижные и строительные игры Разгадывание загадок о различных видах спорта. Цикл бесед. Организация выставки по теме Просмотр познавательных мультфильмов (о космосе, космических явлениях Конструирование ракет МАЙ Праздник Весны Слушание и исполнение песен, художественных произведений о весне и труде, слушание музыки о и Труда весне Знакомство с пословицами и поговорками о труде Волонтерское движение «Дошколята-эколята» - (уборка территории); День Солнца Экспериментирование «Солнечные Наблюдение за Просмотр презентации «Солнце» зайчики» солнцем на Проектная деятельность «Солнечная Подвижная игра «Солнышко и прогулке тропинка». дождик» Рисование Наблюдение за солнцем на прогулке Загадки про солнце солнышка нетрадиционной техникой – ладошками Международный Рассматривание и раскрашивание Продуктивная деятельность: рисование, день пожарных раскрасок. ручной труд из бросового и природного Беседы о труде пожарных, о материала на тему «Специальный правилах безопасности транспорт». Чтение художественной Дидактические игры «Горит – не горит», литературы. Просмотр «Из чего сделано». Чтение художественной литературы. мультфильмов Просмотр мультфильмов Цикл бесед «Детям о ВОВ» (по возрасту) Цикл бесед «Детям о ВОВ» (по возрасту) День Победы Выставка детских рисунков «День Победы». Выставка детских рисунков «День Победы». Создание музейной экспозиции в группах «Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней» Акции совместно с родителями: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», Парад Победы и фестиваль песни и пляски Спортивно-патриотическая игра «Зарница» (подготовительная группа) 41 24 мая 42 27 мая 43 1 июня 44 6 июня 45 9 июня День славянской письменности и культуры Рассматривание Беседа «Что такое азбука». Чтение, беседа «Филиппок» Л.Н. Толстой. и Игры с буквами (лепка, рисование, раскрашивание и тд) раскрашивание букв. День города Беседы: «Мой родной город» Выставка рисунков, посвященная Санкт-Петербургу СанктФотовыставка «Прогулки по Петербургу» Петербурга Досуг у старших групп «Люблю тебя, Петра творенье» ИЮНЬ День защиты Беседы о правах детей, «Дружат дети на планете»; детей Музыкальное развлечение «Дети должны дружить» Рисунки на асфальте «Солнечное лето для детей планеты» День языка русского Чтение художественной литературы Беседы: «Россия – многонациональная страна», «А.С. Пушкин – великий русский поэт». русских писателей (по возрасту) Дидактические игры «Скажи правильно», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому». Чтение художественной литературы разного жанра. Международный Беседы: «С кем Продуктивная деятельность «Открытка другу». день друзей ты любишь Слушание песен о дружбе. играть», «Как Чтение художественной литературы. зовут друга» Беседа – анализ ситуаций «Он поступил как друг?» Развлечение на участке «Дорогой дружбы и добра» (эстафеты, подвижные игры и др) 46 12 июня День России 47 22 июня День памяти скорби 48 8 июля 49 12 августа 50 22 августа Цикл бесед о России, родном городе, государственной символике. Выставки творческих работ «Россия – гордость моя!», фотовыставка «Любимое место в городе» развлечения, викторины о стране и родном крае. и ИЮЛЬ День семьи, Беседы «Мой семья», «Отдыхаем любви и верности всей семьей» игра «Мамины и папины помощники» Рисунки на асфальте «Ромашковое поле» АВГУСТ Цикл бесед о ЗОЖ. Чтение и День физкультурника рассматривание иллюстраций с летними видами спорта. Игры на свежем воздухе День соревнований «Такие разные мячи» День Беседа «Флаг России». Государственного Игры «Собери флаг», «Передай флага Российской флажок», «Чей флажок быстрей Федерации соберется?», «Будь внимательным», «Соберись в кружок по цвету». Поэтический час «Мы о войне стихами говорим» Тематические беседы «Страничка истории. Никто не забыт» Прослушивание музыкальных композиций «Священная война», «22 июня ровно в 4 часа…», «Катюша» Игра «Перевяжи раненого солдата», «Саперы», «Разведчики» Совместное рисование на темы «Голубь мира», «Я хочу чтоб не было больше войны!» Цикл бесед о семье. Утренняя зарядка всей семьей. творческая мастерская «Ромашка на счастье», презентация поделок «Герб моей семьи». Выставка совместных с детьми рисунков «Генеалогическое древо семьи» Цикл бесед о ЗОЖ. Чтение и рассматривание иллюстраций с летними видами спорта. Игры на свежем воздухе День здоровья Беседа «Исторические факты появления флага» Игра-викторина «Флаг державы –символ славы» Выставка, посвященная Дню Российского флага 51 27 августа День российского кино Беседы на темы: «Что мы знаем о кино?», «Как снимают кино?» Дидактические игры «Придумай новых героев» и «Эмоции героев» Встреча с героями фильмов и мультфильмов Рисованием на тему «Мой любимый герой мультфильма»